Вы не зарегистрированы. Войти или прочитать Правила участия | Подписаться |
Пустыня Кызыл-Кум в Каракалпакии — удивительная пустыня. На горизонте то и дело возвышаются руины замков и крепостей. Повсюду на много километров тянутся русла древних каналов. Это свидетельства былого могущества цивилизации Хорезм, возникшей во 2 тысячелетии до нашей эры. Начало ей дала великая река Амударья, в те времена втекающая в Аральское море и образующая плодородный оазис на краю пустыни. Памятники Древнего Хорезма по масштабу и сложности можно смело поставить рядом с памятниками других древних цивилизаций — Египта и Вавилона. Но, в отличии от камня, материал построек — глина — не способствовал сохранности стен в первозданном виде. И все же, даже то, что можно увидеть сейчас, оставляет неизгладимое впечатление. В Нукус из Хивы дорога лежит через пустыню. Если сделать небольшой крюк, можно за один день посетить несколько крепостей. Для более пытливых путешественников недалеко от археологических памятников создан юртовый лагерь, где можно остановиться с ночевкой и всласть облазить руины. Единственный профессиональный гид в Каракалпакии — Октябрь Доспанов — может часами самозабвенно рассказывать об истории родного края. Бывший археолог, сам принимавший участие в экспедициях, он вкладывает все силы в привлечение туристов. Показать есть что — на территории страны находится свыше трехсот археологических памятников. Начиная с 1937 г., а затем в послевоенные годы, здесь работал видный советский ученый С.П. Толстов, под чьим руководством было открыто и изучено множество древних городищ. Некоторые из них были реконструированы в этом музее под открытым небом. Самым большим сооружением считается Топрак-Кала, 20-ти метровые оборонительные стены которого тянулись на километр и включали в себя дворец, военные казармы, храмовые постройки и десять городских кварталов. Здесь были найдены уникальные для региона античные настенные росписи и глиняная скульптура. В культуре Хорезма прослеживается много общего с культурой Месопотамии, об этом говорят и изобразительные приемы и сам пантеон богов хорезмийцев, главная среди которых богиня плодородия Анахита. В одном из помещений был обнаружен архив с хозяйственными записями на древнехорезмийском языке, сходным с арамейским. Сейчас от города остались только оплывшие стены.
До сих пор можно проследить стройную планировку города. Масштабы постройки поражают и сейчас. Комплекс Аяз-Кала, состоящий из двух крепостей и замка, является, по-моему, наиболее красивым. Самая верхняя крепость расположена на 60 метровой возвышенности. Вид сверху на нижний замок. Оборонительные стены шли по всему периметру. Удивительно стоять на стенах сооружения, которому две тысячи лет. Религией Древнего Хорезма, как известно, был зороастризм. Повсюду в Узбекистане, как и в Туркменистане и Таджикистане, находили захоронения и культовые сооружения по зороастрийскому типу. Интересно, что по всему миру насчитывается 63 зороастрийских памятника, из них 38 в Узбекистане и, в том числе,17 в Хорезме. Поэтому С.П.Толстов считал эти края родиной древнейшей религии , а также, родиной самого пророка Заратустры и его книги Авесты. Позднее христианство и ислам заимствовали многие свои доктрины из учений зороастризма, такие, как вера в сотворение мира, рай и ад, явление Спасителя, страшный суд и конец света. Зороастрийцев еще называют огнепоклонниками, так как в их ритуалах огню придавалось большое значение, начиная с искры божьей в душе человека и кончая священным огнем, постоянно горящим в храмах. Покойников оставляли в специальных "Башнях молчания", чтобы птицы и животные очистили кости от плоти, затем хоронили останки в каменных ящиках — оссуариях. Несколько фотографий таких оссуариев и терракотовых статуэток удалось сделать в Нукусском музее. Единственная сохранившаяся зороастрийская дахма в Узбекистане привлекает взоры всех путников по дороге в Нукус. На естественном конусообразном возвышении высотой 40 метров видно цилиндрическое сооружение правильной формы. Это Чильпык — башня молчания, датируемая 2 веком нашей эры. Пятнадцатиметровые стены окружают круглую площадку диаметром 70 метров, по периметру которой до сих пор видно суфы — места для складывания тел. В средние века сооружение использовалось, как сигнальная башня. Спустившись, мы были вознаграждены исполнением казахских песен местным жителем в честь гостьи из Казахстана. Он тоже остался довольным, получив сувенир из далекой Австралии. Руины одной из крепостей, снятые с возвышения (если честно, не могу вспомнить, с какого). Неподалеку от Нукуса находится уникальный археолого-архитектурный комплекс 4 в. до н.э. — 14 в. н.э. Комплекс Миздакхан расположен на территории 200га, и включает в себя городище Гяур-Кала и старейшее действующее кладбище Средней Азии. Во время раскопок здесь были найдены оссуарные погребения, монеты, стекло, золотые изделия. Огромное кладбище лежит на трех холмах. Сверху видны развалины Гяур-Кала. Один из мавзолеев вытянут на 25 метров и имеет семь куполов. Внутри такой же длины гробница. Рядом находится полу-подземный мавзолей, над землей видно только три купола, а внутри довольно просторные помещения с захоронениями. Стены украшены знакомым мотивом в разных вариациях. Любопытно, что на старых кирпичах видна арабская вязь. Тысячи странников, приезжающие в некрополь Миздакхан, верят, что именно здесь находится могила Адама, а мавзолей, построенный над ней, это Мировые часы, отсчитывающие оставшееся время для всего человечества. Каждый год из стен выпадает один кирпичик, и когда обрушится последний, закончится жизнь на земле. Судя по количеству оставшихся кирпичей, нам осталось не так уж мало. Рядом с древними погребениями соседствуют современные. Каракалпакские обычаи сходны с казахскими, оба народа хоронят похоже. Но, если у казахов на весь аул бывают одни носилки — табыт, то у соседей каждому отводятся персональные носилки, которые потом так и остаются лежать на могилах. Вся территория кладбища усеяна пирамидками, которые складывают паломники. Число камней должно быть семь. Считается, что если сложишь пирамидку с первого раза, исполнится загаданное желание. Нельзя брать камни из чужих пирамидок, только упавшие. Кроме богатого исторического прошлого, Каракалпакистан известен на весь мир уникальным культурным явлением. Это музей имени Игоря Савицкого, основавшего его обширную этнографическую коллекцию и крупнейшее собрание русского авангардного искусства. Достаточно назвать имена таких художников, творивших в первой половине 20 века, как Фальк, Мазель, Волков, Курзин, Тансыкбаев, Карахан, Попова, Уфимцев и др. После Русского Музея в Петербурге, это вторая по величине и значимости коллекция авангарда. Знатоки искусства и специалисты называют Нукусский музей прекраснейшим музеем мира. Наше путешествие заканчивается в городе Муйнак, бывшем когда-то портовой гаванью на южном берегу Аральского моря. Рыбоконсервный комбинат производил до 20 миллионов банок в год по 24 видам продукции. Сейчас море и город разделяют сто километров. Бывший рыбак и кладбище кораблей. Трудно представить, что когда-то эти корабли бороздили бескрайнее море. А это место, где великая Амударья, берущая начала с ледников Памира, заканчивает свое течение. Название нашей гостиницы в Нукусе было очень привычным для нашего уха. И, в заключение, экспонаты из Муйнакского исторического музея — картины художника Матевосяна, повествующие о былой жизни города.
Похожие записи |
@ 2010 Артем Садовский |
Комментируй
Супер. Очень познавательно.
Удивили солнечные батареи возле юрты.
Впечатлили древние крепости.