Вы не зарегистрированы. Войти или прочитать Правила участия | Подписаться |
В предыдущем посте Ксюша рассказала о белой русской крепости. Я же расскажу о красной индийской крепости (все части этого путешествия по порядку вы найдете на страницах обзоров-сериалов). Первая же наша экскурсия оказалась наиболее интересной. К тому же первый раз в городе, в неизвестной стране, с необычной культурой. Итак, Красный форт. Городской форт Агры — 16-ый век. Внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Red Fort — это титанически огромное и впечатляющее по красоте сооружение, построенное по всем правилам фортификации 16-го века. Бастионы, контрфорсы, башни, стены в несколько уровней, захаб, ров, узкий мост. Даже при ближайшем рассмотрении в идеальном состоянии, как будто вчера построили. Крепость построена из красного песчанника. Как и многие из индийских крепостей того периода, включая Красный форт в Дели.Кстати, пока не начал искать картинку для этого обзора (концепт арт для игры Ages of Empire 3, который называется «Agra fort»), думал, что Красный форт — это такое уникальное название для Агрской крепости, а оказалось, что в Дели — тоже Красный форт. Еще несколько фотографий крепости, как оборонительного сооружения.
Основная масса фотографий крепости у туристов именно отсюда. Огромный ров Для осознания размеров ров с человечком внизу Этот узкий, простреливаемый сверху коридор сразу за крепостными воротами — по-русски называется «захаб». В русских крепостях часто его делали, только обычно вдоль стены. А тут вглубь крепости. Массивные укрепления в несколько слоев и ярусов. Хотя наверное песчанник не самый крепкий камень для крепостных стен. Мощный, далеко выдвинутый бастион (правда не совсем классической формы) — более поздняя альтернатива крепостным башням. С бастионами вместо башен построена Петропавловская крепость в Питере. Что интересно, резьбой украшены даже стены снаружи крепости. А в некоторых местах стены еще и мрамором облицованы. Итак. Форт построил Джалал-ад-Дин Мухаммад по прозвищу Акбар, третий падишах из династии Великих Моголов, тюрк по национальности. До этого он мне был известен только как автор бесчеловечных опытов над людьми в области лингвистики. Приведу отрывок из книги, которая писалась сразу после революции, поэтому и стилистика такая. Ем. Ярославский. Библия для верующих и неверующих. Существует легенда, что лет триста тому назад в Индии жил хан по имени Джелалэддин-Мохаммед, по прозвищу Акбар (великий). Вот этот хан Абкар захотел узнать, на каком языке говорили первые люди, то есть какой язык надо считать наиболее древним. Ему говорили, что этот язык — еврейский, так как на нем будто бы говорил первый человек — Адам. Он решил проверить. Он отдал приказ взять 12 грудных детей, отвести их в отдельный дворец около Агры, к детям приставить 12 немых кормилиц. Ни один человек не мог заговорить с ними до 12 лет. И вот велел хан привести детей и созвал ученых, знающих разные языки: на каком языке дети заговорят без выучки, тот и является прирожденным. Все ученые ждали, что дети заговорят именно на их языке. Но что же оказалось? Дети не говорили ни на одном языке. Они мычали, кричали и издавали самые разнообразные звуки, похожие на крики животных. Из этого следует, что рассказ библии о том, что все люди говорили сначала на одном языке, был бы правилен только в том случае, если бы вместо «все люди» сказано было о людях какого-нибудь одного племени. Вот такие были методы научного познания. А в Индии его называют не иначе как «Император Акбар». А иногда встречается словосочетание «Акбар Великий», хотя это «масло маслянное». «Акбар» и переводится как «великий». Причем я замечаю такой оборот во второй стране подряд. В прошлый раз я об этом задумался в Самарканде, когда услышал известное словосочетание «Железный Тимур» и подумал, что это тоже «масло маслянное». Чем прославился сей великий муж. Во-первых он перенес столицу своей империи из Дели в Агру. Во-вторых, построил кучу всего. В-третьих, покровительствовал наукам и искусству, собирая при дворе ученых, художников, мыслителей со всего света, пытался внедрить общую для всех религию на основе индуизма, зороастризма, ислама и отчасти христианства, поощрал толерантность и лояльность к любым религиям, языкам, культурам. К Акбару еще вернемся. И не раз. Занимательный правитель. Как и все великие — неоднозначный. Теперь о том, что увидели мы. По выходу из автобуса нас, еще непривычных к индийским реалиям, атакует толпа попрошаек и торговцев. Причем именно толпа, которая вопит, хватает тебя за руки и пытается что-нибудь либо выпросить, либо продать. Причем продажа мало чем отличается от выпрашивания, просто сразу называется конкретная сумма. Экскурсовод сотоварищи проволок нас через этот рассадник суеты и без очереди провел внутрь крепости. Немножко о структуре экскурсий. Индийцев с нами было трое. Водитель — всегда в автобусе, эксурсовод, и парень, который везде с нами ходил и пас. В прямом смысле этого слова. Замечал, кто где отстал, кто куда пошел, и сбивал в стадо, чтобы не потерялись и в его функциональные обязанности входило нас пересчитывать перед посадкой в автобус. В индийцах есть одна занимательная черта, если они что-то делают, они делают это с очень важным и пунктуальным видом. Вот нас так и пересчитывали. Правда в Тадже все равно потерялись. Потому что в таких экскурсионных местах (во всех которых были) — огромное количество людей и огромные территории. В Индии, как мы поняли, очень просто потеряться и не так просто найтись. За воротами мы оказались на небольшом, но зеленом пространстве перед вторым рядом стен и вторыми воротами. Где бешенный восторг нашей группы вызвали прикормленные бурундки. Чип и Дейл никуда не спешат. И тут же пропитанная духом Индии — собака. Ленивая, нестеснительная. Хочу про животных в Индии отдельную заметку сделать. Форт строился 90 лет и был достроен до конца уже внуком Акбара. Но стены и основное внутреннее убранство было построено еще при Акбаре. На входе этого дворца ярко выражена лояльность Акбара ко всем религиям. Звезды Давида, купол мечети, круглые штуковины на желтом фоне — это барельефные лотусы — символ индуизма. Вот поближе барельефные лотосы, о которых было сказано выше. Ну и здесь же мы впервые в Индии увидели обезьян, которые бродили по крыше дворца. Вот он, натуральный бандерлог. И обратите внимание на орла на заднем плане. Довольно приличные по размерам птицы постоянно парят над фортом. Видимо охотятся на тех же бурундуков или других грызунов. Наверняка, там и крыс с мышами достаточно. А может и детеныши обезьян. Акбар был нормальный султан (хотя не султан — падишах), поэтому имел 3-х жен. Причем даже тут он проявлял для того времени чудеса толерантности: одна жена была индуистка, вторая — мусульманка, третья — христианка. Третью правда ему выдали в знак примирения с португальцами, которых он где-то там победил, но все-таки. Для каждой из жен в крепости возведен отдельный дворец. Какой из них для какой и как они делились — вообще непонятно. Там очень много всего понастроено, все очень красивое и резное, где кончается один дворец и начинается другой — не очень понятно. Резьба по камню вообще потрясает. Сверху до низу Резные каменные решетки это вообще отдельная тема. Это бассейн для сына Акбара. Говорят, что раньше он был просто усыпан драгоценными камнями. Только их англичане сперли. Внутри все помещения тоже украшены. Где резьбой Где фресками. Эта фреска мне очень понравилась. Как ковер. Я как-то уже привык, что фрески — это всякие библейские сюжеты, в графике того времени. А тут — такой шикарный узор. Иногда, к сожалению, дворец украшается и туристами Кое-что уже требует реставрации Кое-что уже почти не сохранилось. Резной дворец с дурацким матюгальником, воткнутым в окно Во дворах дворцов были устроены фонтаны И канализация. Тоже каменная и резная. В некоторых дворах шикарные газоны. С крепостной стены виден Тадж Махал. И с зумом Красное с белым тоже выглядит хорошо. Так… Красное все посмотрели, давайте перейдем к белому. Далеко не все в форте сделано из красного песчанника. Много из белого мрамора. Вот эти образцы мне очень понравились. Мраморная решетка. И вот еще барельефчик крупно И это не единичные экземпляры. Так же тонко вырезаны целые дворцы. И тоже полностью резные. Кроме резьбы встречается инкрустация по мрамору. Самый знаменитый промысел в Агре по сей день. Подробнее об этой технике всем расскажут в Тадж Махале. А еще подробнее в любой сувенирной лавке. Во внутреннем оформлении некоторых комнат используется техника резьбы и инкрустации одновременно. Или вот фасад. А вот потолок. Свод в полуарке. Пытался себя сделать в резной рамке. Вот эти рамки поближе. На этой крокус какой-то. Кстати вполне вероятно. Индусы любят специи, а шафран делают из крокусов. Или я слишком умничаю, а это просто тюльпан? А это что? Непонятно. Может быть розы? А это вообще похоже на чертополох. Ну и еще чуть-чуть резьбы. Потому что она просто шикарная. Глядя на это обилие просто поражает, сколько мастеров тут трудилось и сколько времени. Вот стена на уровне плеча. Свод в небольшой беседке или веранде. Не знаю как назвать. А вот другой А вот резьба поближе. Это судя по всему ирис. Кстати на этих фотографиях резьба напоминает европейский стиль. И если учесть, что в окружении Акбара были европейские советники, то возможно у него были и европейские камнерезы. А вот опять цветы. Естественно не отказал себе в удовольствии посидеть на троне. На востоке все сидели на таких тронах. Наверняка он был усыпан подушками и покрыт ковром. Да и никто из группы не отказал себе в таком удовольствии. Зачетная же фотка — «Казахи на троне Великих Моголов». Потом мы пошли, посидели на другом троне уже с местными. Про черный трон ходит легенда, что на нем правители проверяли золото. Складывали его на трон на ночь, и если это была медь, а не золото, то металл очень быстро окислялся из-за наличия в материале трона какого-то химического элемента. А еще нас водили к «Зеркальному залу» — зачем не ясно. Потому что он был закрыт. Потому что, по словам Антона, «индийские люди украли зеркало». Нас подвели к закрытой двери и сказали, что можно посмотреть через стекло. Стекло было настолько грязнючее, что свет вовнутрь не пропускало и следовательно увидеть было ничего нельзя. Пока все пытались что-то рассмотреть и протереть снаружи стекло, испачканное изнутри, Антон рассказывал, что это была ванная комната для какой-то из жен Акбара. И что она могла за счет зеркал очень ярко освещаться всего одной свечой. И если свет был виден снаружи, значит было «занято!». Потом мы увидели вон ту дырку в стекле (над дверью) и решили все-таки сфотографировать внутренности. Ничего особо красивого (впоследствии в форте Амбер в Джайпуре мы увидели подобную зеркальную отделку во всей красе). Но обратите внимание на резьбу — это же вологодские кружева в камне. Так как Акбар был хоть и продвинутым, но все равно очень средневековым мужем, то его женам запрещалось выходить из дворца. Но при этом он все-таки был очень заботливым и понимал тонкую женскую душу. Поэтому он прямо во дворце построил огромный базар, чтобы его жены могли придаваться шопоголизму прямо на дому. Кстати белый трон на фотке выше стоит так, чтобы с него можно было сверху обозревать всю эту базарную площадь. В каждой каморке вдоль стен на двух этажах располагались лавки. Сейчас они пустуют. Вспомнил, что в Регистане в Самарканде в старинных студенческих кельях открыли кучу сувенирных магазинчиков. Подумал, почему бы здесь не сделать так же. Торговцы смогут за свой счет их отремонтировать и содержать в порядке. Но познакомившись поближе с индийскими торговцами, решил, что очень хорошо, что есть места, где нельзя ничего продавать. Потом мы вышли на еще более огромную площадь, на которой разбит парк. Кстати тут есть огромный круглый колодец, закрытый сверху решеткой, и глубиной нам показалось — метров 20 только до воды. Не додумались сфотограыировать, но впечатлились. Как тот, в который в фильме «300 спатранцев» Леонид столкнул посла. Будете в форте — загляните. Оказалось, что раньше на этой площади проводились общественные приемы. Власть общалась с народом. Вот здесь на уровне второго этажа сидел падишах: Сбоку от правителя возведена колоннада, в тени которой сидел двор — везири, советники, мудрецы, судьи и т.д. У англичан, как обычно, ни ума, ни фантазии. Взяли и посреди двора похоронили своего губернатора. Туда к белым башням мы не попали. Часть форта до сих пор используется в военных целях и недоступна для туристов. Крепость и по сей день остается мощным фортификационным сооружением. И индийская армия этим умело пользуется. И напоследок — зачётная фотография всей группой. 🙂 Выходим, грузимся в автобус и обедать. Ну и напоследок небольшое видео. (все части этого путешествия по порядку вы найдете на страницах обзоров-сериалов)
Похожие записи |
@ 2010 Артем Садовский |
Комментируй