Вы не зарегистрированы. Войти или прочитать Правила участия | Подписаться |
Путешествие 14.05.2006. Автор — Ирина Садовская Статья также на www.school79.kz Город Джаркент был основан на юго-западной границе Российской империи в 1882 году, входил в Семиреченскую область. С 1942 по 1991 годы носил название Панфилов. Нынешнее название «Жаркент» было принято в 1991 году. Наконец-то наступили летние деньки! Сердца истинных путешественников замерли в ожидании приключений. И пока до отпуска остаются считанные недельки, мы отправляемся в путь к историческим памятникам родной земли – в город Жаркент. Наш путь полностью лежит по трассе А2, известной как «Кульжинка», или Кульжинский тракт. На пересечении Кульжинского тракта и БАКа обнуляем одометр и покидаем шумный, суетливый город, предвкушая полную впечатлений поездку по степным раздольям.
Сразу за селом Ават, примерно на 28 км пути, нашему взору предстает живописная картина. За ярким, зеленеющим молодой травой полем, сплошь покрытым множеством мерцающих огоньками маков, возвышаются заснеженные горные вершины, освещенные солнцем. Разве могут истинные ценители путешествий проехать мимо такого великолепия, не запечатлев его на память? Вдоволь налюбовавшись природным великолепием, едем дальше. Но как бы не манила нас дорога, все же внимательность не помешает. Интуиция не подвела: за ближайшим кустом притаился в засаде инспектор дорожной полиции, вооруженный радаром. Любителей прокатиться с ветерком непременно накажут. Тише едешь – дальше будешь! На 44 км, у села Енбек, находится дендрарий. Там же есть довольно приличное кафе и небольшой зоопарк с различными видами птиц: казарки, огари, фазаны, горные гуси, голуби и даже красавец павлин! Через 17 км въезжаем в село Маловодное. Здесь путникам предоставляется обширный выбор магазинов и кафе. Можно подкрепиться и запастись провиантом, так как путь нам предстоит неблизкий. А на 93 км, за селом Каратурык, справа от дороги возвышается местная достопримечательность – огромный карагач, огороженный и обвязанный платочками. Возле старого дерева останавливаются машины, люди спешат загадать заветное желание: а вдруг сбудется? Через 5 км, слева от трассы видим большую скульптуру орла, которая служит ориентиром для путников: здесь можно попить чистой родниковой воды, передохнуть и с новыми силами ехать дальше. На 107 км нашего пути подъезжаем к городу Шелек и видим развязку. Мы поворачиваем направо и едем по объездной дороге, а не через город, так как хотим сэкономить время. Через 6 км сходятся трасса и дорога через город, и вскоре мы видим надпись «Счастливого пути!». Мысленно поблагодарив доброжелателя, едем дальше. На 115 км подъезжаем к мосту через долину реки Шелек. В реке – ни капельки воды. Забегая вперед, скажу, что на обратном пути река просто поразила своей полноводностью. Чудеса, да и только! На мосту, у заброшенного поста ГАИ, дорога плавно поворачивает направо в сторону Хоргоса и Нарынкола. Следуя по ней, через 4 км въезжаем в село Байсеит. В этом селе многие с ностальгией вспоминают годы своей беззаботной юности, когда проходили в Байсеите «сельхозку», собирая табак. Прямо вдоль трассы тянется базар. Торгующие предлагают большой выбор овощей и фруктов по сравнительно низким ценам. Село уже уйгурское. Что примечательно — местные никогда не закрывают калитки и ворота. Все распахнуто настежь. С трассы можно заглянуть в каждый двор. Возможно это относится к восточным обычаям уйгуров. Здесь же можно увидеть вот такой, уникальный для Казахстана мангал. (Фото 08.08.2009. Подобные кованные узорные мангалы можно в ассортименте увидеть на улицах Урумчи — столицы Синцзянь-Уйгурского округа Китая) На 130 км въезжаем в село Нура. Здесь есть дом-музей беркутчи «Жетіказына», весьма интересное место для путешественников. В музее вы сможете увидеть картины, на которых изображены сцены охоты с беркутами, вам покажут снаряжение и принадлежности известных охотников, расскажут об особенностях охоты с беркутами и даже продемонстрируют трофеи! Наслушавшись увлекательных рассказов об истории беркутчи, выезжаем из села. Дорога – словно стрела. Но это вовсе не говорит о ее безопасности. К сожалению, именно этот участок трассы печально известен частыми трагедиями. Водители начинают терять бдительность и гонят своих железных лошадок что есть мочи. Но дорога коварна, и очень часто случаются несчастья. На 143 км пути въезжаем в ущелье Кокпек, находящееся в горах Согуты. Широкая дорога плавно петляет между холмами, но встречаются и крутые повороты. По всему ущелью вдоль дороги стоят местные мальчишки с огромными охапками степного зеленого лука. Такое количество витаминов маленькие бизнесмены отдадут вам всего за 100 тенге. Через 10 км выезжаем из ущелья и тут же попадаем в одноименное село Кокпек, состоящее из 3-4 домиков. Но и здесь имеется кафе и эстакада. На подъезде к 162 км замечаем указатель «Нарынкол-Хоргос-Шонжа». Нам нужно повернуть по указателю в сторону Хоргоса и Шонжы. Если же вам нужно попасть в «Долину замков» на реке Шарын, то смело езжайте прямо, в сторону Нарынкола. Сразу за поворотом замечаем остановку, на которой, словно в ожидании автобуса замерли… коровы! Конечно, джип у нас вместительный, но все же не автобус, и буренки остаются позади, печально глядя нам вслед грустными глазами. Ну а наш Toyota Surf уже мчится по прямой, словно стрела, дороге, изредка покачиваясь на неровностях дорожного полотна. Слева от трассы виден хребет Богуты, являющийся восточным продолжение гор Заилийского Алатау. А вокруг – широкая межгорная долина, покрытая редкой степной растительностью. На 186 км въезжаем в Уйгурский район, где нас встречает приветственная надпись на уйгурском языке: «Хуш келипсилер». А еще через 15 км мы подъезжаем к каньону реки Шарын и видим другую надпись: «Памятник природы Чарынская ясеневая дача». Здесь растет реликтовый вид растений, один из древнейших представителей растительного царства — ясень согдийский или реколюбивый. И вот здесь нас встретил местный степной житель – маленькая бесстрашная ящерица-круглоголовка, которая с любопытством заглядывала в объектив фотокамеры, позволив сделать весьма удачные кадры. Переезжаем мост через реку Шарын, и еще какое-то время наш внедорожник несется вдоль живописного каньона, мимо знаменитой реликтовой «Ясеневой рощи», которая теперь является особо охраняемым памятником природы Казахстана. На 219 км подъезжаем к кольцу перед поселком Шонжа и видим указатель «Шонжа-Колжат-Хоргос», поворачиваем по кольцу налево, в сторону Хоргоса, и снова видим указатель, гласящий, что до Жаркента остается 96 км. Какой-то канал имени кого-то. На берегу которого прикорнул усталый чабан. Примерно на 250 км, у поселка Таскарасу, слева от трассы мы видим один из рукавов дельты реки Шарын, которая вскоре соединит свои мутные глинистые воды с рекой Или. А по обеим сторонам дороги степь словно припорошена снегом. На самом же деле это солончаки – налеты соли, выступившей на поверхность земли. Вскоре мы подъезжаем к большому мосту через реку Или, по берегам которой зеленеют густые заросли туранги – серебристого степного тополя — произростающего в тугайных лесах Средней Азии. На самом деле это растение называется тополь разнолистный, но нам милее тюркское слово — туранга. И она же в полный рост. На 296 км пути мы приблизились к кольцу перед селом Коктал. Вот здесь путникам нужно принять решение: куда сначала поехать? Если следовать прямо, то мы попадем в село Аулиеагаш, в котором растет знаменитый древний карагач. А направо — в Жаркент, до которого, кстати, от кольца остается всего 15 км. Мы сделали свой выбор в пользу Священного дерева. Проезжаем прямо через село Коктал и выезжаем на трассу, ведущую в село Аулиеагаш. Примерно через 11 км замечаем знак, извещающий о том, что мы въезжаем в сельский округ Улкенагаш, названный в честь древнего вяза, к которому мы спешим. В самом селе нужный нам поворот трудно не заметить: и дорога шире, и асфальт новее, чем на самой трассе. Дальше следуем по главной дороге, которая петляет по селу, пока с левой стороны не заметим тенистую карагачевую рощицу, бережно обнесенную аккуратным заборчиком. В самом сердце рощи возвышается огромный карагач 6,5м в обхвате, возраст которого превышает 700 лет. По легенде, именно в этом месте купец Байбосын, водивший караваны по Шелковому пути, остановился на ночлег и воткнул в землю свой посох. А когда проснулся, то обнаружил на месте посоха молодой саженец. Саженец превратился в довольно эпическое растение для нашего региона. Все аллейки в роще вымощены скальником, кое-где расставлены скамеечки и беседки – усталым путникам будет где передохнуть от долгой дороги и подумать о вечном. Ведь находясь рядом с могучим древом, молчаливым свидетелем многих веков, нельзя остаться равнодушным к мысли о стремительно несущемся времени. Шли годы, тянулись века, сменялось множество поколений, люди воевали и заключали союзы, а это огромное дерево тихо росло, вокруг него всходило и взрослело потомство, создавая вокруг своего прародителя прохладную рощу. Ну а поскольку дерево считается священным, любой желающий может загадать желание, прижавшись к могучему стволу и привязав к опустившимся под тяжестью времени ветвям платочек. Как мы заметили, размер платочков прямо пропорционален масштабам желания: ветви украшены ленточками, платками и даже парой простыней! Так и закрадывается мысль: что же такое хотел человек попросить у карагача? Уж не быть ли «владычицей морскою»? Рядом с древним вязом есть место, где сплелись корнями сразу семь карагачей. Совсем недавно меж их стволов пробился родник. Ну как не поверить в священность этой необыкновенной рощи? Все смотрели «Властелин колец»? Энт Древень наверное выглядел примерно так: Не очень охота возвращаться опять на пыльную, как теперь кажется, дорогу. Вернувшись к кольцу перед с. Коктал, мы свернули в сторону Жаркента. Дорога очень живописна, и временами кроны деревьев создают своеобразный зеленый свод над дорожным полотном. Через 15 км мы приблизились к конечной точке нашего путешествия – вот он, чудесный город Жаркент. Мы въехали на улицу, являющуюся продолжением трассы, которую горожане гордо именуют «проспектом». По сторонам можно увидеть множество домов, столь типичных для казацких поселений позапрошлого века: штукатуренные и побеленные срубы с небольшими окошками. Многие из них жилые, в некоторых открыты магазины и кафе, а в одном из таких домишек расположилась компьютерная фирма, рекламная вывеска которой вызывающе контрастировала с самим зданием. Кстати, алматинцам, с их сложившимся понятием «верха» и «низа» города, будет чему удивиться! Прямо у въезда в город нас поразила река Усек, которая течет… в другую сторону! Даже голова немножко кружится, когда почти горная река течет на юг. Да и жители, указывая нам дорогу, говорили «вам вниз, к проспекту», и при этом махали рукой в сторону нашего алматинского «верха». Главной достопримечательностью Жаркента является мечеть, построенная в 1892 году. На роль архитектора был приглашен китайский зодчий Хон Пик, что объясняет схожесть мечети с буддийским храмом. Строительство началось в 1887 году. Говоря современным языком, главным «спонсором» выступил купец первой гильдии Вали Ахун Юлдашев. Храм построен из тянь-шаньской ели, по словам местных жителей «без единого гвоздя». Даже спустя более 100 лет здание поражает своей оригинальностью и изяществом. Кажется невозможным так гармонично объединить мусульманский архитектурный стиль с китайским. Однако, глядя на эту мечеть, понимаешь, что для настоящего мастера нет ничего невозможного. Схожесть с пагодой придает мечети изогнутая «парящая» крыша башенок-минаретов, и даже забор, которым обнесен комплекс, напоминает о Поднебесной. Зато главный портал выполнен исключительно в среднеазиатском стиле: поверхность его отделана белой глазурованной плиткой с голубым орнаментом и арабскими надписями. Зато не главные ворота — типично китайские. Сегодня архитектурно-художественный комплекс «Жаркентская мечеть» является популярным среди туристов местом. В данный момент проводятся активные реставрационные работы, что немного затрудняет восприятие всей прелести мечети в полной мере, но в скором времени главная гордость жаркентцев предстанет перед посетителями во всей красе. В том же 1892 году в Жаркенте был возведен еще один памятник архитектуры — православная церковь, прекрасно сохранившаяся до наших дней. Церковь представляет собой рубленное здание, богато украшенное резьбой. Но, как и в любом другом городе, в Жаркенте возводились не только святыни. Последней достопримечательностью, которую мы решили посетить, стал заброшенный дореволюционный острог, построенный в конце XIX века казачьим гарнизоном. Подойдя к тюремной проходной, мы увидели вросшую в землю дверь из досок толщиной в 7-8 см с маленьким окошечком. Одного взгляда на эту дверь было достаточно, чтобы понять, что мы стоим у ворот тюрьмы. За воротами нам предстала мрачная картина: почерневшее от времени двухэтажное деревянное строение с отходящими в стороны одноэтажными крыльями, с чернеющими провалами не застекленных окон. Приглядевшись, мы с удивлением обнаружили, что это мрачное место обитаемо. В тюремных застенках играли в прятки дети, а у двери проходной женщина стирала в тазу белье. Оказывается, нынешний хозяин острога пустил сюда жить семью, чтобы они присматривали за порядком на территории. Мы выяснили, что в советские времена в здании тюрьмы размещалось общежитие педагогического училища, а потом здание было заброшено. После приватизации здесь хотели сделать гостиницу, но, видимо, желающих провести ночку-другую в тюрьме пока не нашлось, и от идеи отказались. Так и служит здание местом игр для окрестной детворы и объектом нечастого внимания туристов. Вот так закончилось наше путешествие в удивительный провинциальный городок Жаркент, в котором главное богатство – это добрые и отзывчивые люди, с радостью и гордостью рассказывающие туристам об истории родного края. Наш путь составил 330 км, время в пути — 5 часов.
Похожие записи |
@ 2010 Артем Садовский |
Комментируй