Вы не зарегистрированы. Войти или прочитать Правила участия | Подписаться |
Недавно уже публиковалась статья Тура Хейердала о древних камышовых лодках и в основном про Египет. Теперь еще одна статья из того же географического альманаха «Земля и люди» за 1974 год. Только посвящена она археологическим находкам на территории СССР. Автор С. Осокин. Художник Р. Варшамов. Вначале для передвижения по воде люди использовали стволы и обломки деревьев, применяя для отталкивания от берега и мелководного дна сук, а потом и весло. В дальнейшем для удобства перевозок они стали связывать вместе несколько древесных стволов в виде плота. Выдающимся достижением первобытного человека было создание лодки-однодревки, или челна. Такие корабли позволили, по-видимому, нашим древнейшим предкам освоить обширные речные системы и расселиться по огромной территории, большая часть которой была покрыта труднопроходимыми лесами и заболоченными пространствами. К сожалению, до нас дошло очень мало материальных памятников о судах первобытного человека. Тем ценнее археологические находки, которые обнаружены на территории нашей страны. Во время работ по переустройству Мариинской водной системы в 1878-1882 гг. на побережье Ладожского озера близ Новой Ладоги русский ученый А. А. Иностранцев рядом с орудиями каменного века обнаружил обломки дубового челна, имевшего длину до 3,5 м и ширину 0,86 м. Как установили ученые, он был построен около пяти тысячелетий назад. Сохранилась только кормовая половина челна. Этот корабль был выдолблен из огромного 200-летнего дуба. Форма оконечности этого древнейшего из найденных на территории нашей страны кораблей — ложкообразная с толщиной бортов от 3 до 12 см. На некотором расстоянии от оконечности оставлена невыдолбленной поперечная переборка, обеспечивающая прочность челна. Изучение остатков челна показало, что он был изготовлен выжиганием. Академик Р. А. Орбели считает, что челн был построен в V в. до н. э. Сейчас этот чели хранится в Центральном военно-морском музее в Ленинграде. Примерно такой же челн был найден близ г. Изюма. Двадцать лет назад на обрывистом берегу Дона, около села Щучье Лискинского района Воронежской области, колхозники увидели, что из песка на глубине шести метров выглядывает корма странного судна. О6 этом сообщили в Москву. На место находки выехала экспедиция Института истории материальной культуры Академии наук СССР и Государственного исторического музея. Приехавшие археологи осторожно откопали древний корабль. Челн оказался большого размера — его длина достигает 7,55 м. Он выдолблен из толстого цельного дуба. Массивное дно и борта сохранили округлость ствола дерева, а нос и корма заострены. В носовой части в отличие от других древних судов подобного типа сделаны приспособления, напоминающие большие «уши». Они предназначались для привязи тяжелого челна, а может быть, для прикрепления вдоль бортов длинных бревен, чтобы придать ему большую устойчивость на воде. Челн имеет сиденья, сделанные из поперечных палок, которые вставлялись в углубления внутри боковых стенок. Одна из палок сохранилась целиком в том же положении, как она была вставлена древним мастером. Руководитель экспедиции доктор исторических наук М. Е. Фосс рассказывает: — Обработка челна произведена орудием, оставлявшим отчетливые следы в виде коротких желобчатых углублений, подобные тем, которые археологи наблюдали на деревянных изделиях каменного века, отделанных каменным теслом. Челн сделан в конце каменного века, то есть около 4 тысяч лет назад. Он вмещал 10-12 человек. Уникальную находку доставили в столицу. После реставрации и пропитки специальным консервирующим составом челн выставлен в экспозиции Исторического музея. Аналогичное древнейшее судно было обнаружено в Латвийской ССР в стоянке Саранте. Все пять найденных на территории нашей страны древнейших судов примитивны и могли служить нашим далеким предкам только в спокойную погоду, но тем не менее это настоящие «прапрадедушки» наших нынешних судов и кораблей. Следует отметить, что из 62 известных археологам доисторических челнов, найденных на территории Европы, 58 изготовлены из дубовых стволов. Однако закономерно предположить, что куда легче было делать такие суда из более мягких пород. Видимо, челны из липы, осины, сосны и других стволов деревьев просто не сохранились в земных отложениях. Не меньшее распространение, видимо, имели, как свидетельствует ряд исследований, «архаические корабли», сделанные из гибких прутьев, скорее всего ивовых, и обшитые корой, а затем и кожей. Немаловажным достоинством таких судов была и легкость, позволяющая переносить их из одной реки в другую. Время распространения таких судов отделено от первых письменных источников славян тысячами лет. Как правило, при археологических раскопках вместе с лодками обнаруживаются каменные топоры, рубила и весла, сделанные из дерева. Например, в древней стоянке, расположенной в Горбуновском торфянике (Свердловская область), найдены два весла длиной 1,14 и 1,53 м, пролежавшие под слоем торфа 4-5 тысяч лет. Здесь же обнаружены и грузила для рыболовных снастей. Таким образом, данные археологии позволяют отнести начало судостроения и плавания по рекам на территории нашей страны к седой древности, скорее всего к неолиту.
Похожие записи |
@ 2010 Артем Садовский |
Комментируй