Вы не зарегистрированы. Войти или прочитать Правила участия Подписаться Подписаться    
Кеттiк.kz Путешествуем вместе! - Сайт о путешествиях. Обзоры, фотографии, советы, мнения, впечатления..

Предыдущая  заметка Следующая  заметка  

Когда-то давно на сайте были статьи про индийские сувенирные центры, где продается всё, что производят индийские ремесленники: Сувенирные центры — шик, блеск, красота и Как работает торговля в Индии.

А теперь я нашел более научно-популярную статью про ремесла этой удивительной страны из географического альманаха «Земля и люди» за 1974-ый год за авторством Н. Гусевой.

И подпись к одной из фотографий сделаю эпиграфом к этому материалу: Художественные ремесла Индии: ткачество, вышивка, чеканка по металлу, резьба по кости — известны в мире уже около 5 тысяч лет.

Художественные ремесла Индии известны всему миру около 5 тыс. лет. Эта отрасль народного искусства всегда была одним из краеугольных камней индийской экономики, и произведения ремесленников находили сбыт не только на внутреннем рынке, но и издавна служили и предметом вывоза во многие страны — от Египта до Китая.

Каждая народность этой многонациональной страны, а иногда и отдельные группы населения славятся своими видами ремесла, только им свойственными приемами обработки того или иного материала.

Начнем с ткачества и орнаментирования тканей. Традиционным и наиболее широко распространенным типом женской одежды
в Индии является сари — прямая широкая полоса ткани длиной от 4 до 9 м, которой женщины драпируют тело.

Узор каждого сари является неповторимой художественной композицией. Он бывает и вытканным, и набивным, и вышитым, и нанесенным в процессе окраски.

Центром златоткачества издавна является город Варанаси (Бенарес). Здесь изготовляют драгоценные парчовые сари и шарфы со сложнейшим узором, вытканным золотой и серебряной нитью. Эти ткани были известны в древности в странах Римской империи, а в наши дни их вывозят почти во все страны Запада. Изделие ткачей из Варанаси и в Индии считается желанным подарком. С ними могут соперничать только изделия ткачей южных штатов Тамилнаду и Майсур. Но здесь делают только злато-серебряную кайму на сари из плотного яркого шелка и украшают их таким же паллавом (т. е. концом сари, который перебрасывается через плечо и свисает за спиной; на нем обычно рисунок бывает более плотным).

В Центральной Индии изготовляют и своеобразную парчу «химру», на ней узор наносится шелком на всю поверхность плотной хлопчатобумажной основы.

Другие тканые узоры столь разнообразны и имеют такое широкое распространение, что их даже вкратце описать невозможно.

Набойкой украшают и длинномерные ткани, и тканые изделия. Узор наносят штампом и по трафарету. Иногда сари и шарфы расписывают от руки. За последние 20-25 лет стал приобретать все более широкую популярность в городах батик — окраска ткани под восковым покрытием, которое затем удаляется.

Росписью тканых изделий от руки прославились некоторые области Южной Индии — штаты Андхра-Прадеш и Тамилнаду. В основном таким путем изготовляются декоративные вещи — как большие завесы на стены храмов, так и небольшие панно для украшения комнат. Сюжеты для таких прорисовок по давней традиции берутся из мифов и эпических поэм «Рамайяна» и «Махабхарата».

Основными типами широко известных вышивок служат гладь, «стебельчатый шов», «крестик» и шитье золотом. Гладью вышивают в штате Пенджаб знаменитые покрывала «пхулькари», сплошь застилая их поверхность узором из яркой шелковой пряжи. Гладью же наносят узор на грудь, ворот и подол женских рубах «камиз» по всей Северной Индии. За последние годы широкую популярность приобрели в Индии яркие, покрытые стилизованной вышивкой хлопчатобумажные изделия — шали, наволочки на диванные подушки и т. п., изготовляемые в Нагаленде, на северо-востоке Индии.

«Стебельчатому шву» принесли всемирную славу вышивaльщики кашмирских шалей. Они рисуют нитью многоцветный тонкий растительный узор, покрывающий иногда всю поверхность шали, а иногда только ее концы и края. Эги шали были в течение XVII и XVIII вв. предметом широкого экспорта в Европу, но в XIX в. ткачи и вышивaльщики почти прекратили их производство под натиском конкуренции английских фабричных тканей. После освобождения Индии выработкой шалей снова стали заниматься мастера Кашмира, и эти прекрасные изделия опять вывозятся во многие страны.

Вышивкой «крестом» занимаются женщины Западной Индии. Они вшивают в узор маленькие кусочки зеркала, и это придает изделиям — юбкам, шарфам, кофтам — удивительную живость. Такая вышивка с зеркалами известна и у индийских цыган-банджара, и на северо-востоке Индии, в горной области Манипур, где в таких костюмах исполняют классические танцы стиля «манипури».

Серебряной и золотой нитью вышивают в Северной Индии шапочки, дамские сумки и другие изделия. Этим ремеслом, как и в Кашмире, занимаются мужчины. Вещи, вышитые таким способом, покупаются в самой Индии и широко экспортируются.

Самые разнообразные металлические изделия умеют изготовлять по всей Индии. Это давнее традиционное ремесло, уходящее своими корнями, как и художественное ткачество, в эпоху цивилизации долины Инда, т. е. в 4-3-е тысячелетия до н. э. Из способов выработки металлических вещей в Индии известны литье, горячая и холодная ковка и изготовление филиграни.

Металлическую утварь обычно орнаментируют. На севере Индии орнамент носит чаще всего характер растительный или геометрический, на юге Индии на изделиях постоянно встречаются фигурки людей и животных, а на храмовых и декоративных сосудах и тарелках — также фигурки богов.

Орнамент наносится гравировкой, чеканкой, ковкой и насечкой. Часто выгравированный на поверхности узор заливается цветной эмалью или особыми цветными лаками.

Наибольшей известностью пользуются латунные и бронзовые изделия с эмалью из штата Раджастхан, где изготовляют и кувшины емкостью в несколько литров, и мельчайшие ювелирные украшения. Славятся своим тонким гравированным узором, покрывающим обычно всю поверхность изделия, и вещи из североиндийского города Морадабад и из Кашмира. Все эти предметы широко экспортируются.

Бидар, в центральной часты полуостровной Индии, является очагом, откуда начали распространяться по стране (а теперь широко идут и на экспорт) изделия, известные под названием «бидри». Техника бидри состоит в том, что на изделие, сделанное из особого сплава, имеющего глубокий черный цвет, наносится гравированный узор, а затем в эти бороздки молоточком вбивают тонкую серебряную проволоку.

Южноиндийские сосуды заметно отличаются от североиндийских тем, что узор на них обычно бывает рельефным и его детали трактуются более обобщенно и вместе с тем более реалистично. Здесь часто украшают изделия из красной меди и латуни аппликациями из серебра, припаивая их на стенки сосудов или на поверхность различных блюд и тарелок.

Наибольшего совершенства в обработке металла достигли ювелиры. Женщина Индии по традиции должна быть украшена с головы до ног. Головные украшения из серебра, золота и цветных камней включают в себя шпильки с розетками, налобные и височные подвески, цепочки и гирлянды, накладываемые на волосы, серьги, продеваемые в уши. На шею надевают плотно охватывающие ее ажурные и плетеные ошейники и несколько рядов спускающихся на грудь украшений — бусы, пекторали, цепочки, подвески. Руки украшают браслетами, охватывающими не только запястья, но часто и предплечья, розетками, укрепляемыми на тыльной стороне руки, и кольцами. Талию охватывают широкие пояса со свисающими с них в несколько рядов цепочками и подвесками. На щиколотки надевают браслеты, а на пальцы ног — кольца.

Качество и дороговизна украшений, естественно, зависят от материального благосостояния семьи, но количество их колеблется скорее в обратной пропорции — женщины из состоятельных слоев населения надевают традиционные украшения чаще всего в дни праздников и семейных торжеств, тогда как женщины в деревнях всегда носят свои бусы, браслеты и другие предметы убранства.

Широкой славой пользуются тончайшие, филигранные изделия из серебра, которые изготовляют ювелиры штата Орисса. В ювелирном деле заняты не только златокузнецы, но и гранильщики камней, известные своим искусством далеко за пределами Индии. Для этой страны характерно то, что здесь в каждой большой деревне есть свой ювелир, но гранильщики обычно живут в городах, так как рынок сбыта их продукции более ограничен.

Глиняные сосуды используются в основном для хранения воды или зерна. И в том и в другом случае об их художественных достоинствах никто не заботится, так как стоят они в темных углах деревенских домов или в сараях.

Декоративные вазы, тарелки для плодов и сладостей и другие подобные изделия изготовляют в основном ремесленники-мусульмане Северной Индии. Поэтому орнамент на этих изделиях напоминает по своему характеру орнамент на декоративных строительных изразцах из Ирана или старых городов Средней Азии. В восточных штатах Индии развилось производство очень красивых ваз, на которые наносится роспись после обжига.

Художественная обработка дерева носит у народов Индии разный характер. На северо-западе и севере страны распространена глубокая рельефная резьба, наносимая на всю поверхность изделия, и инкрустация слоновой костью. На юге из дерева вырезают сложнейшие скульптурные композиции, украшающие храмовые колесницы. Здесь же, в Майсуре, высокого развития достигло изготовление декоративных вещей, инкрустированных другими сортами дерева, из пластинок которого составляют целые картины. Лаковая роспись по дереву, называемая «нирмал», тоже развилась на Декане, но в среде ремесленников-мусульман. И нирмал, и инкрустированные изделия широко экспортируются.

Еще одним распространенным по всей Индии ремеслом является плетение. Из соломы, джута и пальмового волокна, окрашенного и неокрашенного, плетут самые разные изделия — циновки, корзинки, салфетки, дамские и хозяйственные сумки, шляпы и т. п.

Из всех без исключения материалов широко изготовляют куклы и фигурки для украшения жилья. В Индии эти фигурки играют особую роль — женщины каждой семьи, имеющей мало-мальский достаток, устраивают в день Нового года домашние выставки декоративных фигурок. Поэтому они тратят и время, и средства на подбор своей коллекции, на ее периодическое пополнение, на обновление нарядов входящих в нее тряпичных кукол.

По всей стране ремесленники производят также разные шкатулки, коробочки и ларцы. В Кашмире их делают преимущественно из папье-маше и покрывают мелкой росписью под лак, в Пенджабе — из резного дерева, в штате Уттар Прадеш — из инкрустированного алебастра, в Раджастхане — из металла, в Тамилнаду и в Бенгале — из тисненой кожи, в Майсуре — из инкрустированного дерева и т. д.

Для изготовления ламп и подсвечников употребляется еще один материал — океанские перламутровые раковины. Для разных поделок используется слоновая кость.

Почти все отрасли индийского художественного ремесла пришли в упадок за долгие годы английского колониального владычества. После того как народ Индии добился независимости, правительство республики и разные общественно-культурные организации стали уделять большое внимание воскрешению ремесел и их дальнейшему развитию. В результате этих усилий по всей стране созданы производственно-сбытовые кооперативы ремесленников, и во всех крупных городах открыты специализированные магазины художественных ремесел. В современной Индии традиционные ремесла снова заняли одно из ведущих мест в национальной культуре страны.

 Комментируй


  •  Kettik.kz ( 0 )

    * (Обязательно.)
    * (Обязательно. Не отображается на сайте.)
    * (Вводить цифры. Вопрос спамозащиты.)


Предыдущая  заметка Следующая  заметка  

 Похожие записи