Вы не зарегистрированы. Войти или прочитать Правила участия | Подписаться |
Из Гори мы отправились снова к месту слияния рек Куры и Арагви, где находится, так сказать, «сердце Грузии» — древняя столица Иберийского царства город Мцхета. На протяжении более 800 лет этот город был политическим, экономическим и религиозным центром Восточной Грузии, именовавшейся тогда Иберийским или Картлийским царством. Археологические раскопки прослеживают заселение людей в районе Мцхеты со II тысячелетия до н. э. Еще до принятия христианства здесь же находился духовный центр страны, стояли языческие идолы Армаза, Задена, Гаца, Айнаны, Дананы и Афродиты. Здесь в 337 году было провозглашено государственной религией христианство, а на месте, где стоит теперь Светицховели была возведена небольшая деревянная церковь. Историческое и архитектурное наследие города и его окрестностей насчитывает более 200 памятников, один из которых — Джвари — мы уже видели. Ну и по дороге заметили несколько сохранившихся руин. Дорога оказалась недолгой, всего около 15 км, вот уже и Мцхета. Уже второй раз приезжаю сюда посмотреть древнюю столицу и опять не удалось, надо ехать без экскурсии. Цель экскурсии не древности Мцхеты, а храм Светицховели. Изъезженный маршрут еще с советских времен, я была здесь в 1974 году. Правда, несколько фотографий из окна автобуса сделала, но это никак не характеризует город.
Светицховели — кафедральный патриарший собор грузинской православной церкви, освященный в честь двенадцати Апостолов. Второе название храма переводится с грузинского языка — «Животворящий столп» и имеет свою историю. Как повествует «Картлис Цховреба» («Жизнь Картли»), в I веке н.э. житель Мцхеты Элиоз присутствовал при распятии Христа и каким-то образом смог заполучить его хитон. С ним он и возвратился в родной город. Сестра Элиоза Сидония едва обняв драгоценную реликвию, тут же скончалась, видимо, от избытка чувств. Сидонию похоронили вместе с хитоном в царском саду. Позднее на ее могиле вырос огромный ливанский кедр. В IV веке н.э. после принятия христианства, царь Мириам решил возвести на этом месте христианскую церковь. Дерево срубили и сделали из него 7 колонн. Одна из них никак не устанавливалась на место, а висела в воздухе. И лишь после того, как святая Нино всю ночь провела в молитве, колонна заняла свое место. Столп замироточил и по преданиям исцелял страждущих, грузинское название закрепилось за этой первой церковью на территории Мцхеты. Ограда храма существует с 11 века, правда, она неоднократно разрушалась в результате многочисленных нашествий врагов, но ворота дошли до нас еще с тех времен.
Ныне существующая церковь строилась с 1010 по 1029 год под руководством зодчего Арсукидзе, имя которого увековечено на фасаде храма. Кроме того, есть легенда, что учитель зодчего позавидовал таланту своего ученика и приказал отрубить ему руку и барельеф этой «десницы мастера» с угольником тоже красуется на фасаде. Этой легенде посвящен исторический роман Константина Гамсахурдия — «Десница великого мастера». Правда, подобный факт не упомянут ни в одном историческом источнике. Эту фотографию я нашла в брошюре В. Мамукелашвили, которую купила в лавке на территории собора. Что интересно, в 1974 году нам гид рассказал эту историю и показал место, где помещено изображение. В этот раз я его искала самостоятельно и не нашла. Наверное, зрение уже не то :).
В центральной части собора располагается кафедра каталикоса, представленная резным деревянным троном. В настоящее время он не используется. Есть еще один патриарший трон, появился он 16 или 17 веке, построен из камня и расписан фресками в персидском стиле. Фреска в центральной апсиде изображен Христос Пантократор, первоначально она была написана в 11 веке, но в конце 19 века ее восстановлением занимался русский художник Иосиф Пичи. Кстати, все фрески храма были в 19 веке забелены, так как к тому времени несколько обветшали и требовали реставрации. Но, как всегда у нас делается, готовясь к приезду императора Николая I в 1837 году, дабы не показать в каком упадочном состоянии содержится храм, их просто замазали. Теперь мы видим только то, что чудом удалось спасти реставраторам. Освободили их от побелки только в шестидесятых годах прошлого века. Иконостас церкви современный, представляет копию иконостаса Спетской церкви 11 века. Древний поврежденный грузинский иконостас при «реставрации» 19 века был заменен трехярусным деревянным иконостасом в русском стиле. Иконы тоже современные, выполнены методом энкаустики, то есть красками на основе воска. Главное в центре храма это Животворящий столп, над ним возведена каменная сень, стены которой расписаны фресками 17 века, рассказывающими историю хитона и самого столпа. Изображения по качеству исполнения заметно отличаются от более древних палеологовских фресок. Хотя миротечение столпа прекратилось еще после нашествия персидского шаха Аббаса I в начале 17 века, поток желающих поклониться ему не прекращается. Одной из реликвий, которой обладает собор Светицховели, это частица древа Животворящего Креста Господня. По преданию часть Креста, один из гвоздей, а также подножье Креста были подарены Грузии императором Константином. Подножье было утеряно при грузинском царе Георгии XII (1746-1800 г.г.) В этой деревянной раке, сделанной в виде стопы, хранятся мощи Андрея Первозванного, который в I веке странствовал по территории Грузии, я уже писала о творимых им чудесах в крепости Ацкури в статье про город Ахалцихе. Во время набегов внешних врагов в храме укрывалось население Мцхеты и окрестных сел, а богатую библиотеку и церковные сокровища прятали в потайных комнатах. Видимо, это и есть вход в одну из них. Окна-бойницы тоже характерны для храмов средневековья. Теперь к сохранившимся фрескам. Мало того, что они плохо сохранились, так я еще и не очень хорошо их сняла, со вспышкой нельзя, а по-другому в полутьме я снимать не умею. Ну уж что получилось… На колонне слева от каменного трона царей сохранился портрет жены царя Картли Ростома Багратиони Мариам Дадиани (между 1599 и 1609 — 1682 г.г.) с сыном Отиа. Похоронена с большими почестями в храме Светицховели. Наиболее интересная фреска находится на южной стене собора. На ней изображена сцена Страшного суда. Центральное место в ней занимает Христос Пантократор, окруженный ангелами и зодиакальным кругом. Но вряд ли знаки зодиака были символами астрологии, скорее символами вселенной, т.к. до 15 века астрологии практически не было. Еще одна реликвия храма — это каменная купель царя Мириана ( 265-360 г.г.), первого царя, который принял христианство и провозгласил его государственной религией. Купель до сих пор используется для крещения новых православных граждан Грузии, чем символизирует связь поколений. Светицховели — олицетворение истории Грузии. Здесь крестились цари, возводились на царство и этот храм становился их усыпальницей. По историческим данным здесь похоронено более 10грузинских царей, но сохранились лишь могилы Вахтанга Горгасала, Эрекле II, и Георгия XII. Это плита на могиле Эрекле II, который царствовал в Восточной Грузии во второй половине XVIIIвека. В этот период Грузия освободилась от вассальной зависимости Ирана. Некоторые сражения под его руководством внесены в историю мировых боевых эпизодов. В прошлом веке на территории святыни не раз проводились археологические раскопки и каждый раз находили что-то новое, вернее, еще более древнее. Так в 2000-2001 годах был найден склеп античного периода (III-IV века). В нем, кроме золотых, серебряных, предметов из др. материалов и украшений нашли серебряные письменные принадлежности, аналогов которым нет в Грузии. Кто знает, сколько еще тайн хранит эта древняя земля…
Похожие записи |
@ 2010 Артем Садовский |
Комментируй