Вы не зарегистрированы. Войти или прочитать Правила участия | Подписаться |
Начнем как обычно с короткого описания крепости. Археологический участок на мысе Святого Афанасия имеет несколько слоев разных исторических периодов (VI в до н. э. — VII в. н. э.). В частности был найден Фракийский Культовый центр (VI в. до н. э. — I в н.э.) и святилище мифического героя и полубога Геракла (II-III вв. н.э.). Крепость, расположенную над заливом, можно рассматривать как маленький портовый город. Линия укреплений состоит из крепостной стены, построенной из камня и рва перед ней. Обнаружение трех виноделен показывает, что производство вина и культивирование винограда было одним из основных занятий жителей крепости и ее окрестностей. Более тридцати каменных зданий были откопаны вместе с наружными пристройками: деревянными навесами, внешними подвалами и т. д. Карту я перевернул против часовой стрелки на 90 градусов. чтобы она получше здесь смотрелась. Здания имели различное назначение: большинство для жилья, но также служили мастерскими, складами и магазинами. Раннехристианский комплекс состоял из базилики, резиденции главного жреца, крестилен, хранилища для пожертвований и источника святой воды. Среди множества находок внутри был золотой перстень. Укрепленный порт пережил несколько природных катаклизмов и нашествий варваров, но после снова и снова восстанавливался. Он был окончательно сожжен дотла и заброшен во время Аварско-Славянского нашествия в 614 году н. э. После того как открыли этот комплекс для туристов в 2013-м году, естественно, так как была раскопана и церковь, все здесь было освящено. Теперь перейдем к описанию самого раннехристианского центра. Эта фотография так же с инфостенда. А это уже моя фотография. Постройка и развитие Раннехристианского комплекса Сначала картинки с инфостенда с планами этапов развития данного комплекса Это обо всем комплексе. Верхний рисунок — первый и второй этап постройки: IV — начало VI века нашей эры. Нижний рисунок — третий этап постройки: VI — начало VII века нашей эры. Тут еще как-то можно найти различия. А вот этапы постройки самой базилики — основы всего комплекса. Тут вообще похоже на задания из детских журналов «найди 10 отличий». Раннехристианский комплекс состоял из базилики, крестильни, жилища главного священника, здания для хранения даров для церкви и колодца / источника святой воды. Базилика имела три нефа, одну апсиду и входное помещение / придел. Нефы были разделены между собой рядами колонн с Коринфскими капителями. Вот так видны все три нефа, если применить некоторое воображение. Вот сохранившиеся элементы данных разделяющих нефы колоннад. Вот здесь что-то под стеклом, наверное настоящий древний пол церкви, потому что тот по которому мы ходим — явно свежий. Все элементы алтаря были выполнены из высококачественного мрамора: плиты ограждения алтаря, ножки и колонны, опоры балдахина / цибория и т. д. В центре на специальном фундаменте стоял сам стол-алтарь. Фотографию алтаря я здесь приведу, но подробно о нем поговорим позже. На начальном этапе функционирования базилики в северной части придела был построен баптистерий (крестильня). В течение второго этапа это пространство было преобразовано в часовню. После того, как баптистерий в церкви перестал функционировать, он был заменен другим, расположенном в самой восточной комнате трехкомнатного здания, построенного к северу от здания церкви. Крестильная купель в новом баптистерии имела два этапа постройки и функционирования. В этом же здании была расположена комната ожидания / катехуменион, использовавшаяся перед тем, как проводился ритуал крещения. Про обе крестильни мы поговорим позже и отдельно. А тут будет фотография с миниатюры, которая подробно описывалась в прошлых заметках. Баптистерий в базилике использовался в первые годы принятия христианства, в основном для пожилых людей. В более позднем баптистерии, расположенном к северу от церкви, тот же ритуал проводился в основном для новорожденных и маленьких детей. К югу от базилики был возведен большой двухэтажный жилой дом главного священника региона / хора-епископа. В нескольких метрах от входа в церковь находилось одноэтажное здание, которое служило, возможно, стейфилакионом / хранилищем для пожертвований церкви, а также местом для их доставки. К северо-востоку от базилики был вырыт колодец, который служил источником священной воды / агиосмона. Теперь более подробно об устройстве комплекса. Я поделю список на общие к комплексу и то, что относится к алтарю. 2. Центральный зал (неф) 10. Баптистерий (Крестильня) 1. Алтарь (Бема; Пресвитерия)
Теперь как раз можно показать реальные фотографии алтаря. Место епископа конечно залито бетоном явно для того, чтобы туристы могли там фотографироваться без ущерба для истории. В 311 г. н.э. римские императоры Константин Великий (305–337) и Лициний (311–324) издали в Сердике (София) указ о религиозной терпимости по отношению к христианам, которых преследовали ранее. Подобный и самый известный эдикт был издан в 313 году нашей эры в Милане, что еще раз подтвердило их права. Вскоре были построены первые христианские церковные здания. В раннехристианский период (IV-VI вв. н. э.) наиболее распространенным типом церковного здания во всей позднеримской империи была базилика. Здесь я размещу фотографии панорамы, которая реконструирует какой-то церковный праздник в тот период. Ну и части этой панорамы, чтобы рассмотреть — она огромная и очень качественно сделана. Базилика имела прямоугольную планировку с ориентацией на запад и восток. Здание было разделено по длине колоннадами, как правило, на три секции: один центральный неф и два боковых нефа, которых может быть больше, но в целом нефов всегда нечетное количество. В базилике, располагаемой с запада на восток, было три четких функциональных зоны, каждая из которых имела определенную структуру и обстановку, которые были связаны с литургическими практиками и богослужением. Они заключаются в следующем: алтарная зона, которая отделена от другого церковного пространства специальным алтарным занавесом или экраном и имела большую полукруглую нишу (апсиду) в восточной стене, где располагался алтарный стол; центральный зал (неф), где собирались верующие; вестибюль (нартлекс или придел). В некоторых важных церквях, где епископ совершал богослужение, в апсиде построены скамьи (синтронон) для других священников и престол для епископа в центре. Это сама базилика, как она выглядит сейчас. Здесь за алтарем восстановлена часть апсиды Это часть являлась приделом — вестибюлем. На переднем плане отгорожена часть, которая в поздние времена являлась часовней, а в ранние использовалась, как баптистерий. Очень важной частью церковного комплекса был баптистерий с крестильной купелью внутри. Данный отдел базилики имел особую структуру и обстановку, которые были связаны с литургическими практиками богослужения. Поподробнее про Баптистерий № 1 Баптистерий №1 был построен вместе с базиликой в северной половине притвора. Тонкое дно крестильного бассейна до сих пор сохранилось и имеет ступени на Восток и на Запад. Первоначально баптистерий был соединен с северным приделом храма у входа. Так он выглядел сразу после раскопок А так он выглядит в реконструированном варианте Стены баптистерия №1 были богато украшены росписями и надписями, сделанными в сухой технике / секо. Частично сохранилась изображение головы святого (возможно Иисуса Христа). Два других фрагмента содержат части надписей на латинице: HIE[S]US (или HRE[S]US) и MARI[A]. Их оригиналы можно увидеть в музее Бялы, так же как и артефакты из предыдущих статей. Расположение и стратиграфические данные позволяют предположить, что баптистерий №1 был построен в конце IV в. н. э. и использовался до середины V в. н. э. Наиболее вероятно, что в начале VI в. н. э. пространство в северной части придела было преобразовано в часовню. О еще одном артефакте из крепости нельзя не упомянуть — золотом епископском перстне, найденном тут же. Здесь я покажу где он был найден, а описание его приведу в статье про музей. Но оригинал кольца мы не увидим ни здесь, ни там. Только фотографию Найден он был у порога епископского дома. Теперь о Баптистерии № 2 После середины V в. н. э., баптистерий №1 в притворе базилики перестал использоваться по назначению, а другой — баптистерий №2 — был построен в отдельном здании расположенном к северу от церкви и имел три комнаты. Внутри были обнаружены две крестильных купели, расположенных одна над другой и использовавшихся в разные периоды времени: A (ранний) и B (поздний) Крестильня №2: B (поздний) после раскопок в 2010 году Крестильный источник №2: В имеет крестообразную форму с циллиндрическим резервуаром в центре с двумя ступеньками с каждой стороны креста. Крестильная купель перестраивалась несколько раз, и в последнем варианте имела много меньшие размеры. Конечный вариант датирован серединой VI-началом VII в. н.э. Крестильня №2: A (ранний) после раскопок в 2012 году Крестильный источник №2: A также имел крестообразную форму и был построен из кирпичей, скрепленных раствором. Его резервуар был такой же формы как и в купели №1, но имел ориентацию в направлении Север. Эта постройка датирована поздним V – серединой VI вв. н. э. После реконструкции сама купель выглядит так Комната ожидания или катехуменион Крестильня №2 и комната ожидания (катехуменион) — реконструированный план Крестильная №2 и комната ожидания в течение раскопок в 2010 году Таинство крещения было одним из важнейших ритуалов в Раннехристианской церкви. Очень часто баптистерии имели дополнительную комнату / катехуменион, где люди ожидали перед процессом. В это время, «катехумен» было именем применяемым к человеку, кто еще не принял таинство крещения, но готовится к этому. Крещение в больших масштабах проводилось только в определенные дни: 6-го января (Эпифаний — Богоявление), после весеннего равноденствия, в Великую субботы и на Пасху. На 40-ой день после рождения ребенка по молитве священника проводился ритуал введения в церковь. Этот обряд превращал маленького человека в «Посвященного Христанина» или прозелита. По прошествии нескольких лет, обычно трех, проводилось второе посвящение. Затем, в течении 40 дней, проводились все подготовления к ритуалу: соблюдение поста, посещение литургий, беседы со священником и т. д. Ну и на этом все. Будет еще одна статья про историю и археологию, но на этот раз о музее города Бялы.
Похожие записи |
@ 2010 Артем Садовский |
Комментируй