Вы не зарегистрированы. Войти или прочитать Правила участия | Подписаться |
«Немного лет тому назад, Наверное все, кто учился в советской школе, помнят наизусть эти строки М.Ю. Лермонтова. Принято думать, что это написано о Джвари. Да и гиды их цитируют, рассказывая об этом знаменитом храме, который стоит первым среди достопримечательностей во всех турах по Грузии. На этот раз нас подвезли почти к самому храму. Гора (656 м над уровнем моря), на которой стоит храм VII века, считается священной еще с языческих времен. После крещения Грузии, святая Нина установила три поклонных креста, один из них именно на этой горе, о чем и говорит название храма — Джвари, что означает «Крест». Наиболее поздняя версия джварского креста сохранилась и установлена в Троицком соборе. Самая большая церковь комплекса освящена в честь Воздвижения Креста Господня. Все говорят о существовании на этом месте монастыря, но нет о нем упоминаний в письменных источниках, неизвестны настоятели, монахи, монастырские документы, да в литературе не встречается, кроме как у Лермонтова. Такой вот виртуальный монастырь. Правда, сейчас в храме возобновлены богослужения с 1989 года. Теперь это действующий монастырь, но монахи живут в стороне за лесом, им под кельи отдали территорию бывшего пионерского лагеря.
Еще в 2004 году Джвари состоял в списке Международного фонда монументов, которым грозит гибель, но в 2007 были произведены реставрационные работы.
Земо-Авчальская ГЭС (ЗАГЭС) старейшая в Грузии, построена по плану ГОЭЛРО, вторая ступень Куринского каскада, мощность 42,8 Мвт. Бетонная плотина высотой 24 м с тремя водосливными пролетами по 13 м. Водохранилище практически отсутствует. Еще она известна тем, что на ее территории стоял самый грандиозный памятник Ленину в CCCР высотой 17 м работы скульптора И.Д.Шадра. В 1991 году был демонтирован.
Воды рек сливаются, но граница слияния хорошо видна: голубые — воды Арагви, а Кура «мутная такая». Хорошо виден храм Светицховели.
В архитектурном отношении Джвари имеет свои особенности. Период его строительства пришелся на время, когда западная часть Иберии вошла в состав Византийской империи и греки привнесли новые каноны в строительство православных храмов. На смену храмов, построенных по типу базилик появился тетраконх (крест, вписанный в квадрат). Не буду вдаваться в подробности различий этих типов, сама не очень поняла, но Джвари построили именно в виде тетраконха, хотя и не совсем канонического. Для меня более наглядной особенностью является купол храма. Большинство грузинских церквей венчает пирамидальный купол (иранского типа), а купол Джвари плоский, по типу греческих храмов. Над южным входом на барельефе изображены два ангела, держащие крест, взятый из орнамента церкви V века Болниси Сиони. Его форма очень популярна в христианской символике поздней античности и раннего средневековья. А теперь он используется в национальной символике Грузии: четыре маленьких креста на государственном флаге имеют форму болнисского креста, хотя и несколько стилизованного, называемого официально болнур-кацхури.
В центре храма установлен крест. Он укреплен на основании, где когда-то был установлен тот первый Святой крест, принесенный Нино Каппадокийской, ставший символом принятия Грузией христианства. Согласно древним записям до середины VI в. крест был открыт и виден издалека, являясь объектом поклонения, и только позже над ним был воздвигнут храм для сохранения реликвии. Этот крест из кипариса, раз в пять больше прежнего, установлен в 2009 году, а предыдущий перенесли в Троицкий собор в Тбилиси. Судьба креста и храма тесно связана с непростой историей самого грузинского государства. Так, в конце 7 века на территорию Грузии вторглись арабы, создав здесь Тбилисский халифат. В середине 9 века правитель Исхак ибн Исмаил ибн Шуаб перешел в христианство и отказался платить дань Персии, за что персы сожгли Тифлис, а заодно и Джвари, вывезя крест с собой. Но, как гласит легенда, сами же и вернули его обратно, так как в дороге прихватил их «недуг живота», осознав совершенное святотатство, решили вернуть реликвию. Внутри собора все очень аскетично. Некогда стены были украшены мозаикой, от которой остались лишь небольшие фрагменты. В храме с 1989 года проводятся богослужения. Восточная апсида украшена барельефами, вроде бы, согласно надписям на стенах собора, на них изображены основные строители его. В центре — Стефан Патриций, слева — Деметрий Гипатос, справа — Адарнас Гипатос.
Ну вот и все, что мы узнали о Джвари, его история, легенды, архитектура, отражение в литературе. Но самое запоминающееся — это природа вокруг. В просто захватывают дух. Видимо, Лермонтова тоже захватило и он перепутал монастырь Светицховели и Джвари, описав то. что увидел со ступеней храма Джвари. Был монастырь на горе или не было, об этом еще будут спорить ученые, а вот горы и реки вокруг были всегда. Историю мальчика Мцыри Лермонтов придумал, а природу описал именно так, как есть.
Похожие записи |
@ 2010 Артем Садовский |
Комментируй