Вы не зарегистрированы. Войти или прочитать Правила участия | Подписаться |
Вот и добрались мы в своих рассказиках-обзорчиках до главной достопримечательности болгарского городка Бяла — «Археологические раскопки поздне-античной крепости» на мысе рядом с городом. Первыми записями о позднеантичной крепости на мысе Святого Афанасия мы обязаны основателям болгарской археологии Герману и Карелу Шкропилам. В статье опубликованной в 1892 году о археологических местах на северо-восточной части Болгарского Черноморского побережья они дали короткое описание области рядом с современным городом Бяла и сделали общую схему остатков оборонительного сооружения. «Мыс формирует самую юго-восточную ветвь гор Камчия; на нём видны остатки древней крепости под названием «Монастырь Святой Атанас» ( св. Афанасий), потому что рядом с ней находится старая и разрушенная маленькая церковь «Святой Атанас». Мыс представляет собой подходящее место для обороны: с Юга и Северо-Востока скалы резко обрываются в море и только с одной стороны построена мощная и толстая стена с глубоким рвом, которая защищала крепость. Самым популярным названием этого мыса является «Святой Атанас». Наиболее вероятно это название связано со Святым Афанасием Великим (293-373), Патриархом Александрийским, одним из самых выдающихся раннехристианских богословов и защитников истинной веры. Все маршруты к этому месту рисуются со стороны Варны. Пояснительный маршрут «Св. Афанасиус »- крепость и порт поздней античности
Данный инфостенд с маршрутом поставлен в рамках проекта «Инициативы по поддержке развития туризма в рыболовном районе Бяла — Долни Чифлик — Аврен: интерпретационные маршруты с морской и рыбной тематикой и фестиваль рыбалки и моря» для инвестирование в устойчивое рыболовство. Поэтому и тематика немного в рыбловство и природу, а не только в историю и археологию. Ну и мы начнем примерно отсюда же. Начинается все с такого заметного сооружения — тут и кассы, и сувенирная лавка и информация. Сразу за входом стоит вот такой прекрасный автобус, который наверное должен возить организованные группы, но точно не нас. В 2013 году реализован проект консервации, реставрации, экспонирования и социализации древней крепости и преобразования археологического памятника мыса Св. Атанас в туристическую достопримечательность. Основными моментами проекта были восстановление базилики, баптистерия (крестильни) и винодельни. Сразу за входом представлен шикарный макет крепости с отличной детализацией — просто супер изделие. Фотография с открытия макета. С 2014 года, благодаря полной социализации этого места и налаживания инфраструктуры, древняя крепость на мысе Св. Атанас открыта для посетителей. В данный момент этот макет выглядит вот так — затянутый грязным плохо пропускающим свет полиэтиленом. И очень сложно разобрать что там под ним. Но нам все-таки удалось кое-что снять. Где-то через целлофан, где-то нашел способ подсунуть камеру под него. Буду приводить эти фотографии по мере повествования. Расположение крепости на мысе, который закрывает и защищает маленькую морскую бухту, позволяет охарактеризовать место также как маленький портовый город. Снаружи крепостной стены были расположены некоторые здания и постройки, которые позволяют понять, что также тут был внешний город. Укрепленный портовый город в VI – ран. VII вв. н. э.Внутренний город I. Внутренний город 1. Крепостная стена Во время археологических исследований, проводившихся в 2009-2013 годах, полностью были исследованы: раннехристианский комплекс; публичные бани; хранилища и здания, связанные с ремесленным производством; специальные сооружения, такие как винодельни и печи для обжига бытовой керамики. Также были найдены некоторые секции крепостной стены. Раскопки предоставили данные о расположении некоторых улиц, системы водоснабжения и канализации города. Сразу за входом к самой крепости ведет вот такая дорога, вымощенная желтым кирпичом. Видимо она повторяет древний маршрут, ведущий к воротам города. Или близко к тому. Она с обоих сторон огорожена и вдоль нее растут красивые растения. Или вот эти шикарные декоративные подсолнухи В определенный момент эту дорогу перечеркивает вот такая линия — это остатки крепостной стены. Вот так выглядят ее настоящие остатки. Мягко говоря, крепостные стены хоть и каменные, но совсем уж тонкие. Явно не рассчитанные на натиск стенобитных орудий. Линия фортификации представляла собой каменную крепостную стену и ров перед ней. Стена была 250 метров длинной и защищала площадь около 3,5 га. Вот так крепость выглядит на макете. Крепость была воздвигнута примерно в конце IV в. н. э. и постепенно превратилась в портовый город с серьезным экономическим значением и важным раннехристианским центром всего региона. Город пережил несколько природных катаклизмов и нашествий варваров, но всегда восстанавливался вновь. В 614 году н. э. после аварско-славянского нападения город был захвачен, сожжен и заброшен навсегда. Вот в общем то и все о крепости — кусок разваленной тонюсенькой стены. Дальше будет про город за этой стеной. Исследованные зоны в городе (V-VI вв. н. э.)
Сначала немного про центральную улицу, которая по-латински называется mese. Улица вымощенная большими каменными плитами начинается примерно от середины западной крепостной стены. Оттуда она идет на Восток и достигает маленькой площади, расположенной на Юго-Востоке от входа в базилику. Туристический маршрут пролегает как раз вдоль настоящей центральной улицы. Остатки этой мостовой помогли определить местонахождение так называемой «Центральной улицы» / месе, которая была типичной для городов Поздней Античности. Хорошо известно, что месе являлась главной торговой артерией города. Вдоль улицы были сконцентрированы торговые лавки, склады и здания, связанные с ремесленным производством, а так же гостиницы, таверны, бордели и т. д. Помимо того, что улица служила коммерческой, производственной и транспортной линией, она так же была главной общественной улицей или “демосия одо”. На ней проводились все шествия, процессии и празднества, которые естественно начинались или заканчивались возле главного христанского храма. Забавно, что на месте древнего города был построен большой отель. И центральная улица идет вдоль него. И раскопки теперь ведутся прямо под зданием. Кроме большого отеля тут есть и другая, более мелкая застройка. В крепости обнаружено больше тридцати зданий с прилегающими помещениями: деревянными навесами или пристроенными погребами. Они использовались для различных целей: в основном как жилища, но также как мастерские, склады, магазины, таверны и т. д. Многие из открытых зданий в городе могут считаться эргастериями. Так в Раннем Византийском периоде называлось всякое здание использовавшееся как для проживания, так и для ремесленного производства или коммерческой деятельности. План здания, предназначенного для проживания и коммерческой деятельности
Для водоснабжения города использовался водопровод из глинянных труб, которые забирали воду из природного источника в нескольких сотнях метров к северу от мыса Святого Афанасия. Другие источники водоснабжения — это обнаруженные в городе колодцы. Так же в городе существовала система канализации. За стенами маленького портового города, который давал защиту жителям региона, шла активная экономическая жизнь. Она состояла в основном из морской и сухопутной торговли, ремесла, сельского хозяйства и рыболовства. В VI в. н. э., население города оценивается примерно в 1000 человек, но в течении месяцев активного мореплавания это число увеличивалось за счет новоприбывших: моряков, торговцев и т. д. Откопанная приветственная надпись на каменной табличке “Тиберий Константинос самый счастливый и любящий Христа Цезарь — да здравствует!” Приветственная надпись 574-578 посвященная Тиберию Константиносу, со-императора Цезаря Юстина II. Такую табличку я не видел в реальной жизни. Но видел немного другую — мраморную и пустую. Что это — не понятно. Как и в любом поздне-античном городе тут были и общественные бани — термы. В начале V в н. э. была возведена небольшая общественная баня, которая имела три комнаты. Это очень хорошо показывало продолжение римских традиций в поздней античности, хотя использовались эти бани довольно непродолжительное время. Процесс купания имел несколько следующих процедур: купание в холодной комнате с холодной водой (фригидариуме), в теплой комнате с теплой водой (тепидариуме) и с горячей водой в горячей комнате (калдариуме). Затем процесс повторялся в обратном порядке. План бани.
В северной части бани было размещено помещение с очагом. Горячий воздух от очага направлялся в две наиболее важные части бани: в теплую и горячую комнаты. Обе они обогревались специальной подпольной системой отопления – гипокастумом, который в течении античного периода традиционно использовался в банях, богатых жилых домах и виллах. Еще важным делом, которым здесь занимались люди, и следы чего хорошо раскопаны — это обжиг керамики. Печь для обжига бытовой керамики: восстановленный план
В пределах крепости были найдены два участка с доказательствами производства гончарных изделий. Одна из них — печь для обжига керамики для бытовых нужд: горшков, чаш, крышек, пузырьков, кувшинов. Здесь на макете эта печь почти в середине композиции с разрезаной крышей. Две другие, сильно разрушенные печи, использовались для производства глиняных труб водопровода и отопительных систем. Здесь же нельзя не упомянуть про древнюю печь для обжига строительной керамики в Обзоре, про которую есть отдельный обзор. Она не неходится на территории города, но однозначно входит у его инфраструктуру. От основного маршрута, ведущего к древней крепости на мысе Св. Афанасия и к рыбацкому причалу Бялы, есть ответвление, которое ведет к месту для кемпинга «Луна». Там есть интересный археологический памятник — отреставрированная печь для строительной керамики, которая находится в южной части залива, на ныне несуществующем мысе Святого Иоанна. Объект восходит к V-VI в. н. э. и использовался для производства черепицы и кирпича для крепости и общественных зданий. Место для строительства печи было выбрано из-за наличия подходящих глиняных месторождений и воды, и продукция, вероятно, транспортировалась как по суше, так и по морю с пристани у мыса. В этом районе было несколько других печей для керамики. Вероятно, там были изготовлены характерные маленькие и большие изогнутые черепицы длиной 55-60 см и кирпичи прямоугольной и квадратной формы разных размеров, найденные в крепости на мысе Святого Афанасия. Печь имеет кирпичный портал, две камеры, решетку и керамические стены. В ней использовалась вертикальная тяга, что означает, что горячий воздух перемещался через компоненты конструкции сначала по горизонтали, затем по диагонали, а затем вертикально, прежде чем выйти через вертикальные воздуховоды в куполе. В древности по всему Средиземноморью двухкамерная печь с вертикальной тягой была наиболее часто используемым техническим решением среди устройств для обжига глины. Это связано с его хорошими технологическими характеристиками и отражает устоявшиеся традиции в производстве керамики. В комплексе до сих пор продолжаются раскопки. Был найден вот такой артефакт. 15 августа — Всемирный день археолога. И собирают деньги в помощь студентам-археологам. При этом никаких студентов на раскопках я не видел. Копают вполне взрослые дядьки. Теперь перенесемся на самый кончик «носа» («мыс» по-болгарски). Археологический участок на мысе Святого Афанасия имеет несколько слоев: здесь были открыты материалы разных исторических периодов. К классической эллинистической эпохе относится фракийский религиозный центр (V-I вв. до н.э.), а к римскому — святилище посвященное мифологическому герою и полубогу Гераклу (II-III вв. н.э.) Фотографии у меня есть только современного маяка — 1934 года постройки, который можно рассмотреть на плане. По-болгарски маяк — это «фар» — заимствование из греческого. А мыс — это «нос» — мне кажется гораздо более славянское слово, чем русский вариант. Дверь у него тоже интересная. Вот маяк на макете. Здесь его явно придумали, таким, каким он возможно был. Потому что нынешний маяк строили немецкие инженеры и он больше похож на маяки Балтийского моря, чем на поздне-античные. Сейчас он не активен. Сейчас тут рядом стоит металлическая башня с огнями и радиооборудованием. Только вот из археологического комплекса ее почти не видно. Зато ее видно из Обзора. От античного храма Геракла и уж тем более от фракийского святилища на поверхности ничего не видно. Разве что эта кладка рядом с маяком, которую охраняет собачка, но и это вряд ли. Я не знаю, как археологи начертили план, который приведен выше. Но я догадываюсь, почему они решили, что греческо-римское святилище было посвящено именно Гераклу. Потому что тут найдена статуэтка, изображающая борьбу Геракла с Немейским львом. А сейчас место где находились эти сооружения выглядят так Так как из под земли выкопаны куча горшков-пифосов, надо думать, что этот видимый исторический слой относится именно к поздне-римскому и византийскому периоду, а не к Фракии и греческой колонизации. На макете реконструкция этой части города выглядит так Тут же, видимо для того, чтобы напомнить посетителям о том, что здесь был порт вокруг лужайки нетронутой археологами разложены настоящие якоря. Причем судя по размерам точно не с римских галер. Не некоторых лапах якорей можно увидеть морские отложения. Для того, чтобы понять примерный размер этих ржавых монстров — вот фотография с пятилетним ребенком. Он в кольцо-рым запрыгнуть может 🙂 И еще в этом месте необходимо сказать, что выского берега тут открываются потрясающие виды. Отсюда можно посмотреть в сторону Обзора Еще несколько фотографий макета города — получается со стороны моря и как раз с той стороны где город Обзор (в то время на месте Обзора был римский город Темплум-Иов) Теперь виды в сторону Бялы Если увеличить, то можно рассмотреть пляж Бялы и Белые скалы Здесь люди внизу явно ищут красивые ракушки, потому что купаться тут сложновато. Ну и фотография вниз с огромной скалы мыса Св. Афанасия Ну и так как рыбацкая пристань Бялы находится тут же, то приведу несколько фотографий и этого места. Ну пара фотографий с инфостендов
Похожие записи |
@ 2010 Артем Садовский |
Комментируй