Вы не зарегистрированы. Войти или прочитать Правила участия Подписаться Подписаться    
Кеттiк.kz Путешествуем вместе! - Сайт о путешествиях. Обзоры, фотографии, советы, мнения, впечатления..

Предыдущая  заметка Следующая  заметка  

Ансамбль в Трептов-парке

Ко Дню Победы начну публиковать книгу, выпущенную издательством «Штаатсферлаг Германской Демократической Республики» в Берлине в 1981 году. Книга эта подарена одному из ветеранов ВОВ администрацией АЗТМ примерно в те же года.

Называется книга полностью «Памятник советскому Воину-освободителю в Трептов-парке. Прошлое и настоящее». Авторы: Кружок «Юные историки» Дома юных пионеров берлинского городского района Трептов. Руководитель д-р Хорст Кёпштейн.

На суперобложке один абзац:

Памятник советскому Воину-освободителю в Трептов-парке — это свидетельство незабываемого героизма сынов и дочерей советского народа, отдавших свою жизнь в борьбе за освобождение человечества от гитлеровского фашизма. Он призывает и обязывает людей всех национальностей, не жалея собственных сил, бороться за сохранение мира на земле. 

Эта часть обзора будет об авторах книги и с разделом «Идейное содержание памятника». Сноски и ссылки на источники делать тяжеловато, поэтому все это будет по тексту в скобках курсивом.

Памятник Алёша

К читателям

Прошло более трех десятилетий с тех пор, как в Трептов-парке, в самой городской черте Берлина — столицы Германской Демократической Республики, был открыт памятник-мемориал советским воинам, павшим в боях с фашизмом. Этот памятник на вечные времена будет свидетельствовать о титанической, доблестной борьбе сынов и дочерей страны Советов в Великой Отечественной войне, которая внесла решающий вклад во всемирно-историческую победу антигитлеровской коалиции, в освобождение народов Европы от фашистского варварства.

Весь ансамбль в целом, как и каждая высеченная из камня деталь повествуют о беспримерном героизме бойцов на фронте, о самоотверженной храбрости партизан, о неисчислимых патриотических подвигах во всей Советской стране. Зримые очертания обретает тут и первоисточник всех этих свершений — выкованные великим Лениным единство и дружба народов Советского Союза, вселяющие в сердца и умы людей беззаветную любовь к их социалистической Родине и дух пролетарского интернационализма. Руководимое славной партией Ленина, первое социалистическое государство в эти годы самых тяжких и суровых испытаний стало непреодолимой преградой на пути фашистских завоевателей; она вместе с тем дало яркий пример другим народам, явилось для них моральной опорой и оказало им бескорыстную помощь в антифашистском Сопротивлении, в борьбе за национальное освобождение.

Наиболее впечатляющее художественное воплощение освободительная миссия Советского Союза и его вооруженных сил нашло в центральной монументальной скульптуре памятника-мемориала. Красноармеец с ребенком на руках символизирует непоколебимую готовность к защите нынешней и будущей жизни, он олицетворяет беззаветное служение делу мира, счастью народов, прогрессу человечества. Таким образом, от этого мемориала исходит обращенное к мировой общественности неизменное напоминание жгучей актуальности и настоятельное предостережение. Он призывает народы к бдительности, к неослабной борьбе за сохранение и укрепление мира, завоеванного столь неимоверно высокой ценой. Он призывает народы к обузданию тех сил, которые сегодня снова раскручивают гонку вооружений и подрывают разрядку, пытаясь добиться военного превосходства и возвращения к империалистической политике «с позиции силы». Но он вместе с тем предвещает и неминуемый крах тем, кто в своих преступных замыслах берет в расчет даже уничтожение народов в аде термоядерной войны.

Нескончаемый поток посетителей памятника-мемориала за прошедшие десятилетия исчисляется уже многими миллионами людей. Они приехали сюда из просторов великой страны Советов, из городов и сел Германской Демократической Республики, из других социалистических государств, со всех континентов и регионов земного шара. Ветераны Великой Отечественной войны, родственники тех, кому не довелось дожить до светлого дня завоеванной ими же Победы, коммунисты, активные участники антифашистского Сопротивления, борцы за мир, патриоты национально-освободительного движения и многие, многие другие, преисполненные чувства долга перед заветом сложивших голову героев, встречаются здесь с людьми иного склада ума, в том числе и с солдатами и офицерами в военной форме тех или иных государств агрессивного блока НАТО. Но вряд ли найдется среди посетителей человек, которого не захватывало бы священное величие мемориала, не затрагивала бы выразительность этого монументального творения.

Ветераны в Трептов-парке

Когда Советский Союз вскоре после открытия мемориала в 1949 году передал заботу о нем в руки немецких антифашистско-демократических властей, этот акт явился убедительным доказательством глубокой веры советского народа в силы немецкого рабочего класса как строителя новой Германии. Созданная затем Германская Демократическая Республика видела и всегда будет видеть в этом почетный для себя и вместе с тем обязывающий долг, далеко выходящий за простой присмотр за ухоженностью ансамбля. Граждане ГДР воспринимают памятник в таком духе, как это в замечательных словах выразил поэт Иоганнес Р. Бехер, сказавший, что «и для тебя оно истекало кровью — сердце революции». Своей героической, полной жертв борьбой и своей Победой советский народ создал предпосылки для становления и роста такого немецкого государства, сердце которого сегодня мощно бьется в унисон с революционным ритмом эпохи и для которого нерушимое братское единение с Советским Союзом стало закрепленным в конституции велением и действительностью. Взлелеянная марксистско-ленинскими партиями, наша дружба глубоко укоренилась в помыслах и делах народов обеих стран. Она является неизменной движущей силой плодотворного сотрудничества, пронизывающего все сферы общественной жизни и сплачивающего воедино силы наших народов в деле совместного строительства сегодняшней социалистической действительности и коммунистического будущего. Вместе с тем она является одним из важнейших залогов сохранения мира во всем мире.

Ансамбль в Трептов-парке

Ансамбль в Трептов-парке стал средоточием мощных манифестаций и многочисленных встреч под знаменем германо-советской дружбы. В духе этой дружбы мы в ГДР продолжаем выполнять обязательство, некогда взятое на себя. Ныне оно настоятельнее, чем когда-либо, требует более глубокого проникновения в историю создания этого монумента в тяжелую годину и раскрытия его указывающего в будущее символического смысла, и распространения исторической истины от поколения к поколению. В особенности необходимо довести исходящее от мемориала в Трептов-парке непреходящее напоминание до сознания молодых людей с тем, чтобы они в событиях нашего времени всегда и везде сумели себя показать как убежденные борцы за дело мира, прогресса и взаимопонимания между народами. Именно такую задачу ставит себе настоящая книга, составленная кружком «Юных историков» под руководством д-ра Хорста Кёпштейна — работника Дворца юных пионеров в Берлине-Трептове.

Мы выносим благодарность всем, кто содействовал тому, чтобы эта книга могла быть издана и для многочисленных советских читателей. Пусть она для них явится свидетельством того, как молодежь Германской Демократической Республики в духе социалистического патриотизма и пролетарского интернационализма стремится и впредь выполнять свою ответственную миссию в едином строю с братским советским народом.

Эрих Мюккенбергер

Член Политбюро Центрального Комитета Социалистической единой партии Германии
Председатель Общества германо-совеской дружбы


 

Знакомьтесь — наш кружок «Юные историки»

Наш кружок юных историков-следопытов существуют с 1974 года. В нём двенадцать человек. Все они — учащиеся 21-ой средней школы имени Клемента Готтвальда берлинского района Трептов. Руководит кружком доктор Хорст Кёпштейн.

Когда в начале 1974-75 учебного года родительский комитет нашего класса предложил нам в рамках пионерского наказа «Следуйте путём Красной Звезды» заняться историей создания в Трептов-парке мемориального ансамбля павшим советским воинам, то сначала все очень удивились. До парка отсюда рукой подать, так что очертания этого архитектурного сооружения с возвышающейся над всем ансамблем статуей Воина-освободителя мы видели каждый день. Из всего класса только Ина, которая была у нас тогда председателем совета отряда, сказала: «Ну уж попробовать-то мы по крайней мере можем.» Так мы откликнулись на это предложение и задались целью проследить за историей возведения в Трептов-парке в 1946-1949 годах памятника советскому Воину-освободителю.

Строительство памятника

По мере работы эта задача всё сильнее увлекала нас. Всё с большей ясностью открывался нам глубокий смысл этого мемориального творения как свидетельства вечной памяти героизму и самоотверженности советских воинов, олицетворения высокого благородства всемирно-исторического подвига советского народа — победителя в Великой Отечественной войне, символа того, что социализм, подлинный гуманизм и мир неотделимы друг от друга. Таким он приобрёл известность во всём мире, и посмотреть его, поклониться ему ежегодно приходят тысячи людей со всех концов земли.

Вот почему свою задачу следопытов мы воспринимаем как моральный долг перед советскими воинами, отдавшими жизнь в борьбе за освобождение от гитлеровского фашизма. В её выполнении мы усматриваем частицу нерушимой дружбы, проявляющейся в действии и единении с Советским Союзом, вклад в борьбу за сохранение и обеспечение мира. Особенно нас взволновало то, как откликнулись на наше начинание в СССР: ветераны Великой Отечественной войны, создатели памятника и все, кто участвовал в его сооружении. На встречах с нами и в многочисленных письмах они сумели найти для нас сердечные, ободряющие слова, придать нам уверенность в полезности нашего дела.

Ребенок у солдата

Вот что написал, например, в районный дом пионеров Трептова главный архитектор мемориального комплекса Я. Б. Белопольский:

«Я глубоко тронут Вашим и всех немецких товарищей и юных историков вниманием к этой теме, не только как автор ансамбля, но, прежде всего, как патриот своей социалистической Родины, т. к. в Вашем внимании вижу глубокую признательность людей Германской Демократической Республики советскому народу, спасшему мировую цивилизацию от опасности фашизма. Я несколько раз был после сооружения памятника в Берлине и глубоко благодарен партийным, городским и другим организациям за исключительно бережное отношение к ансамблю, за проведённые на высоком уровне реставрационные работы, за порядок на территории, уход за озеленением.»

В письме инженера В. Г. Дубровского, который с мая 1948 года руководил строительством памятников советским воинам в Трептов-парке и Панкове-Шёнхольце, говорится:

«Когда несколько лет назад мне стало известно о благородной цели, которую поставили перед собой пионеры-школьники кружка «Юные историки» берлинской школы № 21 —создать историю памятника советским воинам в Трептов-парке, этого величественного мемориального комплекса, насыщенного и пронизанного глубокими идеями и известного всем народам мира, меня охватило чувство волнения и признательности немецким детям и их руководителям.

Эти чувства испытываю я и сейчас. Уверен, что буду испытывать их всегда, как гражданин СССР, как участник Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, как непосредственный участник строительства памятников советским воинам в Берлине.

Тогда же у меня появилось искреннее желание помочь членам кружка их работе.»

Создание скульптуры

И если наши поиски оказались столь успешными, то этим мы обязаны в первую очередь нашим многочисленным друзьям в ГДР и СССР, помогавшим нам словом и делом. Пользуясь случаем, горячо благодарим их за это.

Эту свою благодарность мы адресуем всем авторам и сотрудникам, чьи имена названы на титульном листе, а также Центральному совету Пионерской организации им. В. И. Ленина в СССР, Берлинскому окружкому СЕПГ, Трептовскому райкому СЕПГ, Центральному совету и Берлинскому окружкому ССНМ (Пионерской организации им. Эрнста Тельмана), товарищам Г. Готшлиху и Х. Мюльбергу из районного дома пионеров в Трептове, 21-ой средней школе Трептова, а также товарищам Э. Бартель, Э. и К. Энкелману, д-ру Хельге Кёпштейн, А. Кёппену, Ф. Призу, 3. Шаде.

Членами нашего кружка (К генезису рабочего кружка, ср. С. Шаде, Х. Кёпштейн, «Радость исследования», Эльтернхаус унд Шуле 1976/1; Х. Кёпштейн, «Солдат из Трептова», Урания Универсум, Т. 24, Лейпциг 1978; Нойес Дойчланд (А) 26.11.1975; 1.8.1978; 8.5.1979.), в течение нескольких лет принимавшими разнообразное и активное участие в изучении и написании истории памятника советским воинам-освободителям, являются: Лутц Бартель, Хольгер Дидрих, Андреас Эбель, Маттиас Энкельман, Марион Фальк, Керстин Фризе, Ина Гутеншвагер, Клаудия Холльбрух, Петер Кале, Сильвия Кёпштейн, Иенс-Петер Кунцман, Герберт Прёль, Гунтер Шаде, Рене Шиллер и Констанце Штиффт.

Кружок Юные историки

Эта книга знакомит читателя с результатами проделанной нами на сегодня работы. Нашей целью было как можно полнее собрать и обобщить воедино материал, существующий на эту тему в ГДР и в Советском Союзе. Одновременно мы стремились разыскать и расспросить как можно больше людей из числа тех, кто участвовал в строительстве памятника. То, о чём они рассказали или написали нам, мы включили в эту книгу, подвергнув лишь незначительной обработке или сокращениям. Иногда нам приходилось сталкиваться с противоречащими друг другу фактами или другими конкретными данными. Однако они оставлены в первоначальном виде, и мы только постарались дополнить их новейшими сведениями.

Нет сомнений, что поиски будущих историков-следопытов дадут новый материал, приведут к новым заключениям и выводам, помогут выяснить пока ещё неизвестные или противоречивые моменты.

Учитывая это, мы обращаемся с просьбой ко всем гражданам ГДР и СССР оказывать нам помощь и в будущем, дополнять и усовершенствовать собранный нами материал.

Кружок «Юные историки» Дома юных пионеров берлинского района Трептов
1193 Берлин Альт-Трептов, 6
Инзель дер Югенд


Идейное содержание памятника

Ансамбль в Трептов-парке

Вечный призыв к совести человечества

2 мая 1945 года, после длительных ожесточённых уличных боёв, фашистские войска в Берлине капитулировали. 8 мая представители фашистского верховного командования подписали акт о безоговорочной капитуляции на всех фронтах. Так закончилась вторая мировая война в Европе.

Она причинила народам неизмеримые страдания, стоила им неисчислимых жертв.

Народам Советского Союза пришлось вынести на своих плечах основную тяжесть войны, за победу в которой они заплатили ценой огромных жертв. Сорок процентов всех погибших в годы второй мировой войны — советские граждане и оплакивали их — советские матери. Даже после того, как фашистские агрессоры были изгнаны с территории Советского Союза, сотням тысяч советских воинов пришлось отдать свою жизнь за освобождение народов Европы:

Югославии, Румынии и Австрии — более 100 тысяч
Польши — более 600 тысяч
Венгрии — более 140 тысяч
Германии — 100 тысяч
Чехословакии — 140 тысяч

Свыше 20 тысяч советских воинов погибло в боях за Берлин.

В огне Великой Отечественной войны Советский Союз под руководством КПСС доказал превосходство и непобедимость социализма и идей Великого Октября. Поработив почти всю Европу, гитлеровский фашизм уже видел приближение своего мирового господства. Но эта зловещая военная машина разбилась о несокрушимую прочность первого в мире государства рабочих и крестьян, о героизм его граждан на фронтах, на временно оккупированной врагом территории и в тылу, о нерасторжимую связь партии и народа, о морально-политическое единство советского народа, о непобедимость идей марксизма-ленинизма и непреоборимую мощь социалистического общественного строя.

Победа над гитлеровским фашизмом, означавшая триумф социализма и сокрушительное поражение германского империализма, будет восприниматься и грядущими поколениями как крупнейшее по своей значимости событие после Великого Октября. Изгнав фашистских агрессоров с территории оккупированных ими стран Восточной и Юго-Восточной Европы и разгромив германский фашизм, Советский Союз стал освободителем народов, в том числе и немецкого. Его победа способствовала развитию массовых антифашистских и антиимпериалистических движений и послужила мощным толчком для развёртывания мирового революционного процесса. Он вступил в новую фазу: возникла мировая социалистическая система — крупнейшее завоевание международного рабочего класса со времени Октябрьской революции. Вот эту идею и воплотили средствами искусства создатели памятника советскому Воину-освободителю в Трептове. Так советский скульптор Е. В. Вучетич заявил:

«Великая Отечественная война 1941-1945 годов ни по своим масштабам, ни по значению не имела ничего равного во всей мировой истории. Советский народ совершил величайший подвиг, отстояв свободу своей Родины, одержав полную победу над фашизмом и выполнив интернациональный долг перед всем человечеством. … В Великой Отечественной войне с необычайной силой проявились замечательные качества Советской Армии — армии нового типа, армии свободных народов страны социализма, армии, воспитанной в духе пролетарского интернационализма, армии, борющейся за самые высокие и светлые идеалы человечества.» (Ср. Е. В. Вучетич, Художник и жизнь, Москва, 1963 год, стр. 187.)

Вот какими волнующими словами высказал эту мысль главный архитектор мемориального ансамбля Я. Б. Белопольский:

«Герои-воины, движимые священным советским патриотизмом, презирая смерть, отдали ради счастья всего человечества самое дорогое для человека — жизнь. Они честно выполнили долг советского воина-гражданина, воина-освободителя, умножив подвигами и беззаветной храбростью славу своего народа, славу любимой советской Отчизны. Неисчислимые жертвы понёс героический советский народ. Тысячи матерей, жён, сестёр не дождались своих сыновей, мужей, братьев. Но когда 9 мая 1945 года по земле разлился весенний яркий свет Победы, матери и жёны, невесты и дети вытерпи слёзы. Вздох облегчения вырвался из груди сотен миллионов простых людей и прокатился по всей планете. Великой гордостью наполнились сердца за тех, кто завоевал счастье человечеству.» (Я. Б. Белопольский, Памятник воинам Советской Армии, павшим в боях с фашизмом. Сооружен в Берлине. Москва, 1950 год, стр.7)

Ансамбль памятника в Трептове

В этих великих исторических взаимосвязях и следует рассматривать памятник в Трептове — вечный призыв к совести человечества, живое напоминание о долге.

Вот сколько человеческих жизней унесла вторая мировая война:

Советский Союз — более 20 миллионов
Германия — более б миллионов
Польша — более б миллионов
Югославия — более 1,7 миллиона
Франция — более 600 тысяч
Великобритания — 375 тысяч
США — около 405 тысяч

В Советском Союзе было разрушено более 1,7 тысячи городов, 70 тысяч деревень и сёл, 32 тысячи промышленных предприятии, 127 тысяч учебных заведений (В. Блеэр, К. Дрекслер, Г. Фёрстер, Г. Хасс, Германия 1939-1945. Учебник немецкой истории, 2 переработанное издание, Берлин 1975, стр. 440 и сл.)

Воин-освободитель

Михаил Дудин

Стихи о необходимости

На тихих клумбах Трептов-парка
Могил в торжественном покое
Давно горят светло и ярко
Пионы, астры и левкои.

И за судьбу земли спокоен;
Её простор обозревая,
Стоит под солнцем русский воин,
Ребёнка к сердцу прижимая.

Он родом из Орла иль Вятки,
А вся земля его тревожит.
Его в России ждут солдатки,
А он с поста сойти не может.


Объявление конкурса и его результаты

В 1946 году Военный Совет Группы советских оккупационных войск в Германии объявил конкурс на проектирование монумента воинам Советской Армии, павшим при штурме Берлина. В обращении в связи с объявлением конкурса говорилось, что при разработке проекта необходимо исходить из задачи «… создать долговечное монументальное историко-мемориальное сооружение, отражающее идею увековечения светлой памяти павших советских воинов и величие интернациональной освободительной миссии Советской Армии, во имя осуществления которой эти воины отдали свои жизни.» (Е. В. Вучетич, в указ. выше ист., стр. 188.)

Требовалось воплотить это глубокое содержание в наиболее совершенной художественной форме.

Свои проекты представили около 50 скульпторов и архитекторов, в их числе были и немецкие. Почти все они пытались найти решение этой, несомненно, нелёгкой задачи в виде единой мощной вертикали высотой 100 метров и более. В основном это были уступчатые башни, достигавшие подчас в высоту 300 метров, обелиски или гигантские колонны, среди которых многие увенчивались скульптурными фигурами. Некоторые проекты отличались формалистическим решением темы. В них встречались обезличенные геометрические формы: пирамиды, гигантские кубы, лишённые идейной выразительности и образности.

В итоге конкурса Военный Совет утвердил проект, представленный советским коллективом в составе скульптора Е. В. Вучетича, архитектора Я. Б. Белопольского, инженера С. С. Валериуса и художника А. А. Горпенко. (Ср. Огонёк, №25 за 1949 год, стр. 1; Х. Фрош, Советский памятник, 2-ое непереработанное издание, Берлин 1970 (без нумерации страниц); Тэглихе Рундшау 8.5.1949. Далее ср. Советское слово от 9.5.1948 года; Правда от 9.5.1949; Е. В. Вучетич, С. С. Валериус, Я. Б. Белопольский, «Памятник героям-воинам», Искусство, №5 за 1949 год, стр. 33. См. также Правда от 29.12.1979 г., Прессе дер Советунион 1979, № 3)

Под террасой главного входа с левой стороны высечены следующие слова:

Авторы монумента

Утверждённый проект отличался силой и убедительностью выражения, размахом и стройностью многоплановой объёмно-пространственной композицией, исключительно удачным применением синтеза скульптуры, архитектуры и пейзажа. В нём поистине слилось в единое целое жизнь и искусство, искусство и жизнь…

Создатели ансамбля вполне сознавали, что идейное звучание любого советского памятника определяется его народностью, доступностью художественного образа для широких трудящихся масс. Монументальные формы такого исторического сооружения должны были быть простыми, лаконичными и, вместе с тем, яркими и художественно полнокровными, достойно раскрывающими волнующий идейно-художественный образ.

При этом, вопреки всем ещё и поныне бытующим в нашей литературе и публицистике упрощениям не только в отношении художественной мотивировки, но и последующего толкования содержания (Например, неверное толкование и неточные данные в брошюре «Памятник Советским воинам в Трептове», изданной Берлин-Информацион, Берлин, 1977 г., стр. 10 и 21 (то же в издании за 1979 год.)), найденное для мемориала художественное решение с его главным монументом гармонично впитало в себя множество замечательных замыслов и идей, выводов и опыта из истории и настоящего, теории искусства и непосредственно пережитого, выстраданного в годы Великой Отечественной войны. (Ср. Вохенпост 1977/43)

Но предоставим слово самим творцам этого произведения, пусть они сами расскажут о своём замысле, о том, как он воплощался в жизнь. Вот что говорит по этому поводу скульптор Е. В. Вучетич:

«Начиная проектирование, мы с моим коллегой — архитектором Я. Б. Белополським, естественно, обратились к творческому опыту прошлого, не столько для использования того или иного композиционного приёма, сколько для того, чтобы иметь хоть какой-то тир, иметь возможность опереться хоть на какой 6ы то ни было принцип, применённый, прежде при создании подобного типа памятников.

Но несмотря на огромное количество войн, бывших на протяжении всей долгой истории человечества, памятников на эту тему было создано ничтожно малое количество. Да это и понятно, так как эти войны в подавляющем большинстве случаев служили интересам господствующих, эксплуататорских классов. Поэтому увековечение памяти бесчисленных жертв, понесённых народами во время войн, не входило в планы господствующих классов, несмотря на то, что народы, защищая родную землю от чужеземных захватчиков, проявляли чудеса героизма, самоотверженность и высокий патриотизм. Правящие круги пытались увести широкие народные массы от истинного понимания сущности происходивших войн, и поэтому, если и воздвигали памятники, то большей частью высокопоставленным особам, якобы решавшим успехи войн, либо создавали помпезные, псевдомонументапьные сооружения, призванные пропагандировать героизм отдельных личностей.

Что же нашли мы по этому поводу у себя «дома»?

Высокий патриотизм русского народа, неоднократно спасавшего вопреки предательской политике царского правительства свою Родину, оставил о себе немеркнущую славу и память. Но установленные царским правительством памятники в честь военных побед, как правило, не выражали сущности патриотизма и героического подвига русского народа.

Так, например, память о высокой доблести и героизме проявленных русскими солдатами и офицерами в историческом сражении при Бородино, была увековечена лишь в ряде полковых памятничков. Причём эти трогательные памятнички были сооружены оставшимися в живых однополчанами за их собственные гроши, собранные для увековечания памяти погибших товарищей. Лишь некоторые из них более значительны по своему масштабу. Это памятнички на братских могилах (например, 1-го и 19-го егерских полков и др.).

Наиболее крупными памятниками в честь военных побед России являются храмы и мемориальные колонны … Идея их заключается в удержании народа в «страхе божием» и воспитании любви к своему монарху.

Итак, примера историко-мемориального сооружения, который мог бы явиться даже не столько прообразом, как скорее, если можно так выразиться, праотцом нашего памятника, в мировом искусстве мы не нашли.

Поэтому в наших поисках мы пошли по совершенно неизведанному пути. И здесь определяющую роль сыграло русское зодчество с его великолепными традициями создания архитектурных ансамблей, составивших наивысшие достижения мировой архитектуры, выразившиеся, в частности, в творчестве гениального Росси. (Карл Росси (1775-1849) — великий русский зодчий эпохи классицизма.) Реквиемиальньiй характер будущего памятника, в свою очередь, натолкнул на возможность использования кургана как исконно русской национальной формы братских захоронений. Кстати сказать, эти курганы и поныне являются как бы немыми памятниками минувших народных событий.

Стараясь глубже осознать смысл Великой Отечественной войны, её сущность, её историческое значение, прослеживая ход её событий, мы с необыкновенными трудностями создавали композицию будущего ансамбля, которая 6ы с наибольшей художественной силой воплотила выкристаллизовывавшийся в нашем сознании образ памятника.

Нами всецело владело сознание того, что будущий монумент поднимется в центре Европы, что на него будут смотреть люди всех стран мира, что его будут рассматривать, безусловно, как образец советского искусства, который средствами пластики выражает великую интернациональную освободительную миссию Советской Армии.

Легко себе представить, какое колоссальное чувство ответственности испытали мы в процессе нашей работы. Избегая всякой помпезности и искусственности, мы стремились показать героизм советского народа, героизм, ставший массовым, показать, как повседневная жизнь, сознательно отданная светлой идее борьбы за счастье социалистической Родины и трудящегося человечества, рождала в наших воинах романтическую красоту их подвигов.

Поэтому мы хотели показать наших советских бойцов — рядовых и командиров — такими, какими они и были на самом деле — простыми и близкими народу людьми, лучшими его сыновьями, плоть от плоти и кровь от крови своего народа…

Великая идея памятника требовала создания таких художественных образов, которые могли бы выразить громадную любовь социалистической Родины, преклонение советского народа перед своими сыновьями-героями, память о которых для него священна…

Глубочайший драматизм и пафос жизнеутверждения должны были слиться воедино в этом комплексе.

Во всём ансамбле над чувством высокой скорби должно было доминировать романтически взволнованное чувство торжества жизни, устремлённого в будущее человечества…

Таким образом, значительность идейно-художественных задач памятника масштабность сооружения привели нас к решению рассматривать его как объёмно-пространственную композицию, где скульптура, архитектура и природа должны были слиться в единое гармоническое целое, тем более что отведённая для строительства территория как нельзя лучше помогала этому.» (Ср. Е. В. Вучетич, в указ. выше ист., стр. 189-192.)

Спустя более двадцати лет в одном из интервью Е. В. Вучетич рассказал, какими соображениями он руководствовался, создавая намного превосходящую человеческий рост скульптуру советского воина-освободителя:

«Мы старались найти такое решение, которое было бы простыми понятным каждому. В центре ансамбля должна была встать фигура солдата в форме и с оружием, которое он взял в руки только для того, чтобы защитить свою Родину. Необходимо было создать такой образ, который стал 6ы воплощением победы, но не просто выражением триумфа над поверженным врагом. Монумент должен был восприниматься не только с чувством глубокой скорби о погибших, но и, одновременно, полным оптимистической силы, уверенности в будущем. Девочка на руках солдата пережила  страшную войну, и воин, спасший человечество от коричневой чумы, несёт её навстречу новому светлому миру.» (Х. Фрош, Советский памятник, в указ. выше ист.,  см. также Е. В. Вучетич, С. С. Валериус, Я. Б. Белопольский, «Памятник героям-воинам», там же, стр. 39-40 и след.)

А архитектор Я. Б. Белопольский (кстати, мы обнаружили в Берлине подписанную его рукой копию одного из проектов фрагмента памятника) в этом же интервью сказал:

«Мне пришлось изготовить целые горы эскизов, вновь и вновь вносить в них изменения, прежде чем был готов окончательный вариант. Большую помощь нам оказал тогда маршал Соколовский, главнокомандующий советскими оккупационными войсками. Мы всегда приходили с ним к единому мнению, отклоняя все формалистические и чисто декоративные решения.

В нашем первом варианте главенствующей была идея о военной победе над гитлеровской Германией, однако гораздо важнее было воплотить освободительный подвиг Советской Армии. Поэтому поверженный к ногам воина орёл был заменён нами разрубленной свастикой.

Идея о включении в архитектурную композицию подобных мемориальных ансамблей пилонов с изображением знамён была разработана Е. В. Вучетичем и мною ещё в 1938 году, когда мы занимались проектированием мемориала двадцати шести бакинским комиссарам. Война помешала осуществлению нашего замысла.» (По Х.Фрошу, Советский памятник, в указ. выше ист.)

Эти два снимка взяты из журнала «Огонёк» 1948 г.).

Трептов-парк

Трептов-парк


Место славных революционных традиций

Важным вопросом был выбор подходящего для памятника места. В воспоминаниях Е. В. Вучетича мы читаем:

«Памятник было решено соорудить в живописном районе Берлина, недалеко от реки Шпрее, Трептов-парке, куда и был перенесён прах погибших в районе Большого Берлина советских воинов. Трептов-парк является любимым местом отдыха берлинцев. С этим местом у трудящихся города связаны дорогие воспоминания о первых маёвках, о пламенных революционных речах Карла Либкнехта, Клары Цеткин, Эрнста Тельмана…

Когда мы с генералом А. Г. Котиковым (тогдашним комендантом советской зоны оккупации Берлина) ездили по городу, подыскивая подходящее место для сооружения нашего памятника, товарищ Пик рассказал нам о том, что Трептов-парк имеет революционное прошлое, и посоветовал соорудить памятник именно на этом месте.» (Е. В. Вучетич, в указ. выше ист., стр. 188)

Демонстрации немецких рабочих

К середине XIX века, после вырубки леса в 30-е годы, в этих местах на окраине города остался лишь одичавший древостой так называемой Силезской чащи. Преобразовать и расширить эти древесные насаждения было поручено в 1864 году Густаву Мейеру, тогдашнему придворному садовнику в Сан-Суси, а позднее, с 1870 года и до самой смерти в 1877 году, главному садовому архитектору Берлина. Опережая своё время, Густав Мейер задумал разбить здесь просторный парк для трудящихся. Но собрать средства на эти цели и начать работы удалось лишь к 1875 году. Они затянулись вплоть до 1882 года, когда Трептов-парк, наконец, приобрёл свой нынешний облик.

С этими местами связаны богатые революционные традиции. (Ср. А. Ланге, Берлин во времена Бебеля и Бисмарка. Между образованием рейха и на рубеже веков, Берлин 1972; та же., Берлин во времена Вильгельма. На рубеже веков и Ноябрьской революцией, Берлин 1967; Трептов богатый и красивый. Миниатюры из прошлого и настоящего района Берлин-Трептов, Берлин 1965; Трептов и поля для игр в трептовском районе в истории немецкого рабочего движения, в: Серии Культурбунда ГДР, правление р-на Трептов, Берлин 1978/5.)

Демонстрации немецких рабочих

Так 10 апреля 1910 года в Пруссии и по всей Германии прошли демонстрации с требованием заменить реакционную трёхклассовую избирательную систему демократическим избирательным правом. Трудящиеся повсюду продемонстрировали свою высокую боевую решимость. В Трептов-парке в этот день состоялся митинг за демократизацию избирательного права. Вопреки чаяниям рабочих-членов СДПГ под влиянием оппортунистических сил руководство партии задушило в апреле 1910 года это движение. Единственными, кто в этих классовых битвах указывал рабочим путь вперёд, укрепляя боевой дух масс, были левые социал-демократы. Реакционное трёхклассовое избирательное право было окончательно ликвидировано в результате Ноябрьской революции 1918 года.

Демонстрации немецких рабочих

По многим городам прокатилась мощная волна массовых демонстраций. Митинг с участием более 200 тыс. берлинцев в Трептов-парке 3 сентября 1911 года под лозунгом «Долой военные подстрекательства! За мир между народами!» вылился в одну из самых внушительных манифестаций немецкого рабочего класса за мир в период до 1914 года. С 10 различных трибун от социал-демократии выступило 20 ораторов, в том числе Карл Либкнехт. В духе пролетарского интернационализма он заявил: «Сегодня мы торжественно клянёмся действовать сообща с пролетариями Англии и Франции, со всеми людьми, которые при любых обстоятельствах хотят сохранить мир. Бороться — вот что необходимо! Но мы не должны ограничиваться сегодняшней демонстрацией, следует привлекать на свою сторону новых приверженцев нашего дела, множить ряды борцов за социализм. Социализм — это мир!» (К. Либкнехт, Полное собрание сочинений, Т. 4, Берлин 1961, стр. 455.)

Демонстрации немецких рабочих

Ещё одним важным событием тех дней явилась массовая политическая забастовка в Германии, проходившая с 28 января по 4 февраля 1918 года. В Берлине в ней участвовало свыше 500 тысяч рабочих и работниц, главным образом с военных заводов. В общей сложности по всей Германии в забастовке приняло участие более 1 млн. рабочих. Таков был их ответ на попытку германских империалистов и милитаристов проводить политику шантажа в мирных переговорах с молодой Советской республикой.

Бастующие требовали немедленного подписания мира без аннексий и контрибуций, что означало, в соответствии с предложениями Советской России, привлечение к ведению мирных переговоров представителей рабочего класса, улучшение снабжения продуктами питания и демократизацию государственных учреждений. В ходе забастовки в различных местах состоялись демонстрации и митинги, в том числе и в Трептов-парке, например 1 и 2 февраля 1918 года. «Группа Спартак» последовательно поддерживала бастующих, в своих листовках призывая их «разговаривать с реакцией по-русски». (Документы и материалы по истории немецкого рабочего движения, Серия II, Т. 2, Берлин 1957, стр. 99)

Демонстрации немецких рабочих

Январская забастовка как составная часть всемирного движения протеста против войны, вызванного Великой Октябрьской социалистической революцией, явилась крупнейшей в годы первой мировой войны акцией немецкого рабочего класса в борьбе за мир. Хотя эта забастовка и потерпела поражение, вину за которое несут и правые лидеры СДПГ и профсоюзов, тем не менее она свидетельствовала об умножении революционных рядов и повышении боевой готовности рабочего класса под влиянием Великой Октябрьской социалистической революции. В. И. Ленин назвал это выступление пролетариата «фактом первостепенной важности и … поворотным пунктом в настроениях немецкого пролетариата» (В. И. Ленин, Полное собрание сочинений, Т. 27, Берлин 1970, стр. 548.)

Демонстрации немецких рабочих

На трептовских лужайках берлинские рабочие не раз собирались по различным поводам и в годы Веймарской Республики. Так было, к примеру, на маёвке 1920 года. Во многих местах подобные маёвки, проходившие под знаком солидарности с Советской Россией, КПГ организовывала совместно с СДПГ. На маёвку в Трептов-парке вместе с коммунистами пришли и независимцы.

Демонстрации немецких рабочих

Известны проходившие в Трептов-парке вплоть до середины 20-ых годов спортивные мероприятия членов клуба «Фихте», торжественные построения Союза красных фронтовиков, в частности в 1927 году, митинги КПГ, например в 1928 году, демонстрации под руководством КПГ, в том числе 1 августа 1929 года, когда впервые отмечался объявленный по инициативе Коммунистического Интернационала международный день борьбы против войны. Известны также манифестации в Трептов-парке и его окрестностях, проводимых в связи с Международным днём солидарности, который ежегодно отмечался начиная с 1929 года. И, наконец, нельзя не рассказать о6 истории бережно хранимого в Трептове красного знамени из Харькова. В 1930 году советские товарищи с Государственного электротехнического завода пригласили к себе в Харьков на празднование 1 Мая делегацию рабочих трептовского аппаратного завода, который входил тогда в концерн АЭГ. В подарок немецким рабочим тогдашний секретарь заводской партячейки КПГ Вилли Вирзинг привёз от харьковчан красное знамя. В годы фашизма он и другие мужественные коммунисты сберегли это знамя, и теперь оно занимает почётное место на Берлинском заводе электроаппаратов в Трептове — ныне народном предприятии — как свидетельство богатых традиций германо-советской дружбы и сотрудничества.


Немецкие антифашисты чтут память своих советских освободителей

Знакомясь с документами, мы натолкнулись на историческую справку о том, что ещё до создания памятника-ансамбля в Трептов-парке там был установлен обелиск в память о павших советских воинах. Но сначала никто, кого бы мы ни спрашивали, не мог сказать нам о нём ничего конкретного. Не помогли нам и работники городского архива. Не припоминали обелиска и рабочие, впоследствии участвовавшие в строительстве монументального ансамбля. Тогда мы вновь принялись тщательно изучать местность и, наконец, обнаружили этот памятник в стороне от главной аллеи. Если встать лицом к главному монументу, то он находится в зоне мемориала, с правой продольной стороны среди старых платанов.

Этот небольшой и скромный четырёхугольный обелиск, на одной стороне которого высечены в стихах на немецком языке проникновенные слова благодарности освободителям, пожертвовавшим своей жизнью, торжественного заверения никогда не забывать о долге и чтить их вечную память, а на другой — находится надпись: «Трудовой народ Берлина бессмертным героям-воинам Красной Армии 1 мая 1946 года»

Многие недели и месяцы мы посвятили выяснению истории возникновения этого обелиска. Мы встречались с ветеранами партии и теми, кого у нас в стране называют активистами первого часа и кто принимал личное участие в строительстве новой жизни в ту трудную пору 1945-1946 годов. Вот что рассказал нам товарищ Вернер Шрёдер, который в своё время был работником подготовительного профсоюзного комитета Большого Берлина, членом технической комиссии по подготовке I съезда ОСНП и секретарём берлинского комитета, ответственного за подготовку празднования 1 Мая.

«Осенью 1945 года руководящие работники берлинской организации КПГ решили установить в Трептов-парке памятник павшим в боях за Берлин и похороненным здесь советским воинам. Товарищу Карлу Фуггеру и мне было поручено заняться соответствующими приготовлениями. Памятник, для которого мы заказали у одного скульптора небольшую глиняную модель, согласно первому проекту состоял из двух фигур : стоящего во весь рост, сбросившего оковы человека, символизирующего собой освобождение, и второго — опирающегося на него и с трудом пытающегося выпрямиться. Судя по фотографии того времени, эти фигуры предполагалось установить на пьедестале. На нём уже было высечено то восьмистишие, которое сохранилось на обелиске в Трептов-парке и поныне.

После обсуждения, проводимого в узком кругу, зародился второй проект, в политическом отношении более зрелый. Это была скульптура советского воина : в правой руке он держал знамя, а в левой — обрывки цепей, которыми был скован немецкий рабочий. Рабочий, стоящий ещё на коленях, взволнованно хватает руку солдата, которая крепко сжимает древко знамени. Скульптура была задумана как символ освобождения и помощи со стороны Советского Союза, символ нового, совместного пути. Эти фигуры также предполагалось установить на пьедестале. Нам хотелось отлить скульптуру из бронзы, но помешали этому тогдашние трудности с материалом, так что к концу 1945 года нам вообще пришлось отказаться от своего замысла.

Проект памятника

Однако мысль о памятнике не покидала нас. В конечном итоге мы решили установить обелиск с уже указанной выше надписью.

Торжественное открытие памятника намечалось приурочить к 1 съезду ОСНП в феврале 1946 года. Однако, позднее мы решили перенести его на 1 Мая. Мне было поручено провести всю организационно-подготовительную работу. Достать камень нам удалось с помощью советской военной администрации, особенно активно помогали Николай Диденко, Яков Коган и другие товарищи из тогдашней СВАГ. Весной 1946 года мы заказали у одного из каменотёсов в Панкове обелиск из этого камня. Пришлось изрядно постараться, чтобы он выполнил заказ в срок. Незадолго до 30 апреля я привёз обелиск на машине из Панкова, откуда его сразу же перевезли в Трептов-парк, на предложенное советскими товарищами место, где он находится поныне.»

Немецкие документы

Немецкие документы

А вот что вспоминает в этой связи тогдашний руководитель технической комиссии по подготовке I съезда ОСНП товарищ Артур Хеймбургер:

«Было это примерно осенью 45-го. Товарищи попросили меня составить текст надписи для памятника. В течении вечера я написал дома уже знакомые восемь строк. Товарищу Карпу Фуггеру и другим они понравились, так что и по сей день их можно прочесть на обелиске в Трептов-парке.

На торжественное открытие памятника я пришёл вместе с женой. Всего там собралось больше 200 берлинцев. Этот памятник и его торжественное открытие были задуманы берлинскими профсоюзами как политическая демонстрация симпатии к Советскому Союзу. За такое короткое время после окончания войны многие ещё не сознавали, ценой каких огромных жертв пришлось заплатить советскому народу за наше освобождение от фашизма. Задача заключалась в том, чтобы привить людям новое братское, классовое отношение к Советскому Союзу.»

Открытие памятника

Рассказывает товарищ Иоганнес Габель:

«Да, этот обелиск я помню. Сам я старожил Трептова и тогда работал в трептовской ратуше заведующим отделом попечительства над жертвами фашизма. По работе мне часто приходилось иметь дело с советским военным комендантом этого района полковником Кошелевым.

Ещё в 1945 году возник план создания в Трептов-парке братского кладбища воинов Советской Армии. Прах многих из них привезли сюда для перезахоронения из других мест, так что всего в Трептов-парке погребено более 5 тысяч человек.

Открытие памятника

Помню, как однажды в 1946 году почтить их память у обелиска собралась небольшая группа коммунистов — участников движения Сопротивления. С речью выступили полковник Кошелев,тогдашний бургомистр Трептова и я. Товарищ Кошелев возложил на нас, немецких антифашистов, почётную обязанность по уходу за кладбищем.»

Вот что мы узнали из воспоминаний свидетелей этих событий. Продолжая выполнять своё задание следопытов, мы, благодаря большой помощи всех, к кому нам приходилось обращаться, разыскали архивные документы, планы различных вариантов мемориала, относящиеся к марту, апрелю и июлю 1946 года, и фотографии, запечатлевшие момент торжественного открытия обелиска. Таким образом нам удалось воспроизвести всё, что было связано с торжествами, посвящёнными открытию этого обелиска, о котором в написанной по этому поводу литературе иногда ошибочно утверждается, что он, якобы, представлял своего рода «временный» памятник.

Открытие памятника

Под руководством основанной 21-22 апреля 1946 года Социалистической единой партии Германии и единой профсоюзной организации — Объединения свободных немецких профсоюзов — трудящиеся готовились впервые сообща встретить Первомай.

Берлинский комитет, ответственный за проведение праздника, в своих циркулярах от 13 и 25 апреля 1946 года оповестил партии и массовые организации о том, что в связи с празднованием 1 Мая 1946 года на братском кладбище в Трептов-парке будет торжественно открыт обелиск героическим воинам Советской Армии, павшим в боях за Берлин. (Ср. Объединение КПГ и СПГ в Социалистическую Единую Партию Германии в фотографиях и документах, Берлин 1976, стр. 304 и след.; Начало нашего времени. Воспоминания о деятельности профсоюзов от 1945 года до образования Германской Демократической Республики, 2-ое издание, Берлин 1976, стр. 137 и след.)

Открытие памятника

День 30 апреля 1946 года выдался погожий, солнечный. Делегации рабочих с крупных берлинских предприятий, работников административных учреждений, представители Центрального правления и окружного правления ОСНП Большого Берлина и магистрата собрались у станции городской железной дороги «Трептов-парк» и сформировали здесь большую колонну демонстрантов. Около 10 часов многолюдное шествие двинулось в направлении братского кладбища. Во главе колонны шли первый и второй председатели ОСНП Большого Берлина Роман Хвалек и Херман Шлимме, делегация Центрального правления ОСНП в составе его первого председателя Ханса Ендретцкого, второго председателя Бернгарда Гёринга, Фридель Мальтер и Руди Егера, а также муниципальный советник Оттомар Гешке.

Участники митинга собрались вокруг памятника, покрытого красным полотнищем. Оркестр исполнил музыку из произведений Рахманинова. Затем слово взял Герман Шлимме. Он рассказал о борьбе и неисчислимых жертвах Советской Армии во имя разгрома фашизма и освобождения немецкого народа от фашистских оков и заверил, что жертвы, понесённые советским народом, навечно останутся в народной памяти. Берлинцы будут заботливо ухаживать за братскими могилами, с благодарностью помня о тех, кто год тому назад освободил Германию. Герман Шлиммесказал, что население города не только чтит память тех, кто похоронен на этом кладбище, но и воспринимает этот памятник как призыв к совести, как напоминание о долге. Далее он подчеркнул: «Организованный рабочий класс в Германии — это гарант демократического прогресса, тесных уз с рабочими Советского Союза и мирного будущего обоих наших народов» (Центральный архив ОСНП, 230) Своё выступление он закончил торжественным обещанием от имени трудящихся Берлина сделать всё для достижения всеобщего мира, свободы и построения социалистической Германии.

Под звуки оркестра, исполнившего «Вы жертвою пали…», Роман Хвалек торжественно открыл памятник. Перед многочисленными делегациями рабочих, собравшихся на митинг, выступила представительница электроаппаратного завода в Трептове Валли Фольмер. После неё от имени магистрата Большого Берлина слово взял муниципальный советник Оттомар Гешке. Он сказал: «Обелиск, который мы поставили в знак вечной памяти о героях — это простой камень, но пусть он будет немеркнущим символом, напоминающим нам о тех, кто пробудил в нас новые силы.» (Тэглихе Рундшау от 1.5.1946.)

Первый памятник в Трептове

Делегации возложили к памятнику и на могилы венки. Митинг закончился, но его участники ещё долго; молча склонив головы, стояли у могил. 29 апреля 1975 года по инициативе юных следопытов у этого исторического обелиска состоялась торжественно-траурная церемония, посвящёиная 30-ой годовщине со дня освобождения немецкого народа славной Советской Армией от гитлеровского фашизма.

С призывом принять в ней участие обратилось берлинское окружное правление ОСНП. На церемонию пришли активисты первого часа, коммунисты, присутствовавшие весной 1946 года на открытии памятника, (среди них А. Хеймбургер, Х. Ендретцкий, В. Шрёдер и В. Фольмер), многочисленные представители трудящихся города и члены нашего кружка.

Слово взял Рудольф Хёппнер, который тогда был председателем окружного правления ОСНП: «Поистине символично, — сказал он, — что мы пришли в Трептов-парк к памятнику советским воинам именно сегодня, в канун тридцатилетия победы Советского Союза и освобождения от гитлеровского фашизма. 29 лет тому назад здесь собрались берлинские рабочие и члены профсоюзов, чтобы почтить память тех советских солдат, сержантов и офицеров, которым в последние часы Великой Отечественной войны пришлось отдать жизнь ради полного разгрома германского фашизма и империализма.

Уже тогда, спустя год после окончания войны ясно обозначилось, что день 8 мая стал поворотным пунктом в истории человечества, началом новой жизни. Об этом и свидетельствует обелиск и сделанная на нём надпись. Конечно, тогда, 30 лет тому назад, лишь немногие из нас, заглядывая вперёд, представляли себе, какие огромные перемены произойдут за это время с того памятного 8 мая 1945 года. Но уже тогда все чувствовали, что победа Советского Союза над гитлеровским фашизмом дала тот шанс, о котором страстно мечтали целые поколения сознательных рабочих.

Никого из нас события того времени не обошли стороной, всех нас оно перекроило, сделало нас другими. И всегда нашими верными друзьями и помощниками были советские товарищи.

Мы не просто храним, но, прежде всего, претворяем в жизнь заветы тех, кто похоронен в этой земле. Замечательным доказательством тому является начинание пионеров-тельманцев 21-ой политехнической средней школы Трептова.

Вместе с ними все берлинцы вечно будут оберегать мемориал как символ нашей нерушимой дружбы с советским народом, как святыню. (Рукопись (неопубликованная) в распоряжении кружка юных историков Трептовского дома пионеров.)

Трептов парк

 

Сергей Орлов

Его зарыли в шар земной,
А был он лишь солдат,
Всего, друзья, солдат простой,
Без званий и наград.
Ему как мавзолей земля —
На миллион веков,
И Млечные Пути пылят
Вокруг него с боков.
На рыжих скатах тучи спят,
Метелицы метут,
Грома тяжёлые гремят,
Ветра разбег берут.
Давным-давно окончен бой…
Руками всех друзей
Положен парень в шар земной,
Как будто в мавзолей.

 Комментируй


  •  Kettik.kz ( 0 )

    * (Обязательно.)
    * (Обязательно. Не отображается на сайте.)
    * (Вводить цифры. Вопрос спамозащиты.)


Предыдущая  заметка Следующая  заметка  

 Похожие записи