Вы не зарегистрированы. Войти или прочитать Правила участия | Подписаться |
Этой статьей начинается описание наших новых путешествий в Америке. В общем-то, я не думала, что мы снова соберемся в такую даль, но муж вышел на пенсию, и от нечего делать к нему вдруг пришла тяга к дальним странствиям. И так как виза в США у нас еще не кончилась, мы решили использовать возможность безпрепятственно прокатиться, к тому же нас поддержала Ксюша. Итак, от Алма-Аты до Лос Анжелеса добирались почти сутки: 6 часов до Стамбула и более 13 часов от Стамбула до Лос Анжелеса, плюс пересадка заняла 2,5 часа. Чтобы снять стресс от такого длительного перелета, хотелось бы пообщаться с природой, но так, чтобы до нее не добираться долго.
Идеальным местом как раз оказался Фуллертонский дендрарий. И ехать чуть больше 1 мили, ну и в плане познания много нового. Немного из истории создания этого сада. В теперь уже далеком 1970 году два энтузиаста-преподавателя и группа студентов колледжа Орандж Стейт, который впоследствии стал университетом штата Калифорния Фуллертон, начали разрабатывать идею создания дендрария на месте апельсиновой рощи, соседствующей с территорией кампуса. Апельсиновая плантация к тому времени была не рентабельна из-за болезни деревьев и потихоньку зарастала сорняками. Был сформирован комитет Дендрария и началась кампания по сбору средств для осуществления проекта. Но, как говорится, скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. В расчистке территории будущего сада принимали участие все неравнодушные горожане, больные деревья выкорчевывались и продавались на дрова, таким образом пополняя фонд проекта. Жители привозили в дар саженцы редких растений. Официальное открытие состоялось в 1979 году, ленточки перерезали президент Калифорнийского университета Фуллертон — Дональд Шилдс и мэр Фуллертона — Веласкес. Теперь садом приходят полюбоваться не только местные жители, но и туристы, типа нас, причем, совершенно бесплатно. Ведется здесь и научная работа, к примеру, в теплице дендрария уже трижды отмечено цветение самого огромного и редкого цветка в мире — Аморфофаллуса титанического. Титаническим его называют потому, что размер цветка может достигать 2,5 м, а вес до 75 кг. Он крайне плохо поддается разведению, не каждый ботанический сад может похвастаться таким экзотическим цветком, по всему миру их насчитывается всего около 122 экземпляров. Последнее цветение в Фуллертоне отмечено 5 июня 2006 года, так что к нашему приезду он не расцвел, хотя по описанию можно сделать заключение, что в его цветении прелести мало, т.к. источаемый им аромат это что-то среднее между запахом тухлых яиц и пропавшей рыбы.
Но мы в теплицу и не заглянули, а вот на это ароматное растение обратили внимание. Плоды этого деревца известны в Китае под названием Фо Шу Кан, а в Японии — Бушукан, а в англоязычных странах его называют "рука Будды" или цитрон пальчатый. Причудливая форма плода в виде чего-то среднего между лимоном и кальмаром дала повод такому названию. Плод практически несъедобен, так как имеет очень толстую кожуру и почти нет мякоти. Зато содержит много эфирных масел со стойким приятным запахом и используется как ароматизатор помещений или одежды, а так же в китайской медицине из него готовят лекарство от кашля.
Увидеть этот плод нам не удалось, деревце только начало цвести.
А вот апельсины уже созрели и даже перезрели, падают на землю, прям как у нас яблоки.
Это тоже цитрус — помело, только набрало цвет (вообще-то, я не знаю какого оно рода, поэтому пищу среднего).
Так сложилось исторически, что посреди дендрария отведены участки для сдачи в аренду тем, кто любит поковыряться в земле. С одной стороны, это статья дохода для развития сада, а с другой — приобщение жителей к уходу за растениями. Сюда приводят и не совсем здоровых людей, для которых общение с землей и природой является своеобразной терапией.
Арендная плата символическая — $100 в год. Участочки малюсенькие, но вмещают они и цветники и кое-какую зелень к столу. Кстати, здесь совсем не продают укроп, без которого нельзя представить окрошку, у нас его используют и в борщ, и в соленья, да и в любой салат. А тут его не культивируют.
Рядом расположилась детская площадка.
Это строение на детской площадке называется "The earth bag House". Построен дом из мешков с местным грунтом и песком, скрепленных цементным раствором. Ну, в общем, аналог первобытного жилья. В табличке описывается какое это экологичное строение, устойчивое к землетрясениям и пожарам, как в нем тепло зимой и прохладно летом. Детям, наверное, нравится в нем играть
Тут тоже есть грядки, но что за растения на них растут, я так и не опознала.
Дальше построен огромный рокарий.
Вот мы и добрались до суккулентов.
На переднем плане предыдущего снимка куст почти без листьев, ужасно колючий, но имеет плоды странной формы. Я подобрала с земли один, дома его препарировала и даже попробовала. Мякоть зеленоватая, семечки похожи на яблочные, и вкус сладковато-кислый с горьковатым послевкусием. Много есть не стала, вдруг все-таки чего-то не то с этими плодами.
Кактусам тут раздолье, и вырастают они просто огромными.
К тому же и разновидностей огромное количество
Вот этот кактус относится к роду опунций. Существует 190 видов опунций. Известно это растение еще со времен ацтеков. Город Теночтитлан ( нынешний Мехико) основан на месте, где росла опунция, на которой сидел орел с растерзанной змеей, эта легенда отражена в гербе Мексики. Опунция может вот так стелиться по земле или образовывать кустарниковые заросли, а может даже иметь вид дерева высотой до 5 м. Свежие побеги и плоды опунций съедобны.
На плакате подробно рассказывается о разновидностях опунций. Кроме этих с круглыми (так и хочется сказать "листьями", но это не так, из листьев у кактусов образуются колючки, и процесс их образования тоже показан на плакате) отдельностями, есть еще кактусы со стволами и ветвями, которые можно видеть в старых вестернах — это сагуаро. Статья справа озаглавлена "Кактус на завтрак, обед, ужин и десерт", в ней приведены рецепты приготовления блюд из кактусов, какие части растений для этого выбирать, как чистить от колючек. Плоды опунций можно есть сырыми, а вот свежие побеги мексиканцы маринуют, как мы огурцы. Рецепты переводить не буду, так как то, что растет у меня в горшках, явно не съедобно…
Есть еще агавы, тоже гигантские. Некоторые даже набирают цвет, выбрасывая вверх огромные стрелки, высотой более 2 м.
Эти "стульчики тещи" нам уже знакомы, мы их видели в Таиланде и в оранжерее Магдебурга, где он был впервые описан и получил свое научное название — эхинокактус Грузона
За этим желтым кактусом (сагуаро) расположилась уже отцветшая агава. Существует мнение, что агава цветет один раз в сто лет и потом погибает, но на самом деле она начинает цвести на 6-15 году жизни, после созревания плодов, наземные части растения действительно отмирают, но из корневищ отрастают новые растения.
Некоторые кактусы имеют одревесневшие стволы, как вот эта громадина.
А здесь суккуленты поменьше, но посимпатичнее. Кстати, на том плакате объясняется, что все суккуленты сохраняют в себе воду на случай засухи, но не все они относятся к кактусам. Существуют разновидности суккулентов и в других семействах, например, бромеливые, к которым относится ананас.
Можно здесь и отдохнуть на скамейке. Почти все скамейки в парках здесь "имееные", т.е. установлены частными лицами или организациями в честь каких-то событий или известных в городе людей. На этой тоже имеется табличка. Но я отвлеклась на дерево, под которым она стоит. Это юкка славная или Yukka gloriosa, из-за формы листьев ее называют еще "испанским кинжалом". В дикой природе произрастает на песчаных дюнах вдоль побережья юговостока США и Мексики. Имеет вид кустарника или деревьев высотой до 5 м, цветет белыми колокольчиками, собранными в "метелку", относится к семейству Спаржевых (Asparagaceae), подсемейство агавовых.
Агава собралась цвести.
Еще одна разновидность кактусов.
Опять юкка, здесь ясно видно, что она из подсемейства агавовых, листья совсем как у алоэ.
Растения в дендрарии не всегда систематизированы по ареалам их произрастания в природе, поэтому на этом фото видна особенность калифорнийского климата. Здесь нет резких границ между сезонами, практически нет зимы, температура круглый год выше нуля. И, по всей видимости, растения тоже ведут себя не адекватно. Часть из них еще только думает выпустить листики, в то время когда другие вовсю цветут или даже плодоносят. Есть даже такие, которые в марте месяце начинают желтеть и сбрасывать листву. Но основная масса местных насаждений благоденствует круглый год.
Это растение не смогла опознать, да и таблички с названием не было, но оно очень необычное.
А это, по-моему, каштан.
Хлопковое дерево относится к семейству мальвовых, распространено в низкорослых лесах по всей Мексике. Его молодые корни мясистые и съедобные, а из плодов получают легкое волокно, для пряжи оно не пригодно, но его использовали для набивки мебели, игрушек, спасательных жилетов, так как оно устойчиво к воде. Правда, процесс сбора и обработки плодов производится вручную, поэтому сейчас его стараются заменять искусственными волокнами. Дерево считалось одним из священных символов народа майя.
Необычна кора дерева, покрытая крупными и довольно острыми шипами.
Еще одно необычное и неопознанное дерево.
Это, по-моему, такое же, но только цветущее.
А рядом заросли алоэ.
Это бутоны цветков.
Цветущий алоэ, довольно, декоративен, я даже не предполагала, что он так ярко цветет.
Это растение для меня неизвестное.
Ксюша в цветущих кустарниках.
Фукьерия — деревянистый ксерофитный кустарник, распространен в Мексике и на юго-западе США. Особенность его в том, что он обладает двумя типами листьев. В этом году зима была очень дождливая и на ветках фукьерии появились настоящие зелененькие листики, в остальное время года растение покрыто вторым типом листьев — колючками.
Этот вечнозеленый гигант — старожил дендрария, посажен в 1979 году, тогда его высота была 12 футов (3,7 м), теперь он более 30 метров. В Южной Америке его называют омбу, или более поэтично — Маяком пампы. Для аргентинских пастухов и гаучо он, действительно, является маяком. Он, возвышаясь над равниной в гордом одиночестве, служит для них желанным ориентиром, а его раскидистая крона может укрыть от непогоды или жары небольшое стадо. Сок его ядовит, кроме того, дерево источает не очень приятный запах, который отпугивает насекомых. Растение носит научное название лаконос двудомный, относится к отделу цветочных. Вообще, это растение имеет очень много особенностей. По своему внешнему виду это дерево, но из него нельзя напилить досок, так как "живыми" являются лишь внешние ткани растения, внутри ствола находятся уже отмершие волокна, как губка пропитанные водой, то есть на 80% оно состоит из воды, и потому не загорается ни от удара молнии, ни при низовых пожарах в пампасах. Растут исключительно в одиночку, дерево от дерева отстает на многие мили. Как размножается тоже не понятно. От корней побегов не дает, цветет, но опылять некому, так как насекомые избегают приближаться к нему, к тому же растение двудомное, необходимы и мужские и женские деревья. Возраст этих исполинов определить тоже невозможно, у них нет годовых колец, к тому же никто не видел еще сухих Омбу, наверное, они живут вечно.
Из такого вот прикорневого "постамента" вырастают стволы Омбу. В романе Жюля Верна "Дети капитана Гранта" путешественники в Патагонии спасаются на дереве Омбу от наводнения и даже разводят костер из его веток. Но здесь вышла ошибочка, сырые ветки не горят, а если их высушить, то от их пламени не согреешься, прогорают быстро, как газетная бумага.
Этот позитивненький куст издалека похож на мимозу.
А так… и листья не такие и цветы тоже. Короче, и это растение не опознано.
На табличке, прикрученной прямо к стволу этого дерева, написано, что это "Queensland Bottle-tree" или брахихитон Руперта, или, в русском варианте — бутылочное дерево. Растет в Австралии, Океании и Юго-Восточной Азии, как в засушливом, так и во влажном климате. Но только в сухих районах оно формирует характерную форму ствола в виде пузатой бутылки, накапливая влагу и питательные вещества на неблагоприятный период. В местном климате, похоже не успевает сформировать "бутылку".
Это растение тоже не было подписано, но очень понравилось. Не понятно, толи трава, толи кустарник, а может разновидность бамбука?
Вообще, все растения своеобразные. Вот это дерево выглядит как гигантский куст.
Немного романтики с лужей и мостком через нее.
Это дерево называется Dotted Fig (Google переводит как "пунктирный рис") или Ficus Geniculata, растет в тропической Азии.
Земля под ним усыпана мелкими плодами, а подняв голову, можно увидеть, как эти плоды на дереве растут — все ветви облеплены плодами размером не более 5 мм.
Фикусы относятся к семейству тутовых, род фикусовых. Вообще, видов фикусов в мире насчитывается около 1000, в фуллертонском дендрарии их 30 разновидностей из разных частей света. Кстати, самым известным представителем этого рода является фиговое дерево, или как нам привычнее — инжир. Это первое дерево, упомянутое в библии. Некоторые ученые-теологи склонны считать, что змий, искушавший Еву, использовал вовсе не яблоко, к тому же листья, которые использовали Адам и Ева были фиговыми. Фиги или смоквы не только являлись объектом библейских гимнов, но считались священными деревьями у многих народов от Юго-Восточной Азии до Средиземноморья. Ниже, на снимке еще один вид фикуса Loquit-Leaved Fig. Так как с опылением цветков у фикусовых сложно, их опыляют один вид ос-наездников, размножаться они могут и вот так , опуская с боковых ветвей воздушные корни. Это особая жизненная форма — баньян, характерная для фикуса бенгальского.
Еще один вид фикуса.
Плод этого фикуса, вернее, не плод, а сикония. Чем сикония отличается от плода, объяснять не буду, сама не разобралась. Ну моя любознательность на область ботаники не распространяется, тем более, я фикусы с детства не люблю. Была в то время мода на домашние фикусы, из-за чего мне в обязанность вменили протирать еженедельно его листья от пыли. С тех пор, как вместо фикуса мама завела кактус, к суккулентам я питаю более теплые чувства, чем к фикусам. Так вот, поднимать с земли сиконию, чтобы посмотреть что там внутри, не стала, так как к тому времени я прочитала плакат, что лазить по деревьям, подбирать плоды или еще что-то, сторого запрещено. Удовольствовалась внешним осмотром: похож на персик, примерно такого же размера, но более лохматый. Большего сказать не могу.
Этот цветущий кустарник называется каллиандра гематоцефала (то есть красноголовая), и я даже публиковала фотографию с красной разновидностью цветка в Лейпцигском зоопарке, а здесь цветы белые.
Ну вот, добрели до пруда, он совсем небольшой.
Здесь достаточно многолюдно.
Это какая-то карликовая разновидность папируса, помнится, читала, что тот, из которого древние египтяне делали материал для своих заметок, был до 4 м высотой, а этот едва достигает 60 см. Папирус (буквально означает "дар реки") — родственник осоки. Бумага вытеснила папирус лишь в 12 веке, но напоминание о нем осталось, так в английском языке в слове бумага содержится тот древний корень — Paper.
Самое интересное в этом растении — корни. Они находятся, практически, под водой и имеют такую причудливую форму.
Есть здесь и живность. Целое стадо красноухих или флоридских черепах, которые живут в пресноводных водоемах и описаны еще в 1553 году испанцами.
Канадские гуси, они здесь "вольные птицы", летают над городом, гогочут. Сюда прилетели, наверное, поплавать.
Ну а это, явно, гость из Азии.
Этот живописный особнячок имеет свою историю. В 1894 году фуллертонский доктор Джордж Крук Кларк построил его для своей семьи. Стоял он в центре города. В 1972 году городские власти решили его снести, чтобы расширить улицу. Но тут подсуетились активисты, уговорив муниципалитет выделить деньги на перевоз дома на территорию будущего дендрария, что и осуществилось декабрьской ночью того же года.
Полностью восстановлена городская усадьба только в 1984 году. Теперь это музей, называемый "Дом Наследия", демонстрирующий посетителям уклад семейной жизни и медицинской практики конца 19 века. Сад и огород лекарственных трав вокруг дома тоже выдержан в стиле того времени.
К усадьбе добавились насосная станция и ветряная мельница постройки 1895 года. Весь этот комплекс возвращает сознание горожан к сельскохозяйственному наследию округа Ориндж, которое практически исчезло из облика городского ландшафта Южной Калифорнии.
Дальше уголок хвойных растений.
Ну и последняя фотография — Kniphofia Rooperi. Эти цветочки я уже видела в немецком огороде в деревне Бидериц, просто интересно откуда они родом. Оказалось, из Африки, а названы в честь немецкого врача и ботаника 18 века Иоганна Иеронима Книпхофа. Второе название — Red-hot Poker.
Вот, наконец, закончила. Очень длинной получилась статья, очень много растений, которые я видела впервые, или те, которые видела, но не могла представить, что они могут быть такого размера, потому что у нас они растут в на окошке в горшочках. Мне путешествие в природу понравилось, да и писать о нем было интересно, узнала много нового, пока переводила плакаты с информацией и рылась в интернете.
Похожие записи |
@ 2010 Артем Садовский |
Комментируй