В прошлый наш приезд в Штутгарт на Рождество , музей в Старом замке не работал по случаю праздника. В этот раз дождь, можно сказать, загнал нас в Старый замок. Но, что ни делается — все к лучшему. C 21 мая 2016 года на только что отремонтированных этажах открылась экспозиция "Wahre Schätze" (Истинные сокровища) в рубрике "Античность-Кельты-Искусство". О самом замке я писать не буду, т.к. уже есть статья за 2012 год и ссылка на нее дана выше. Здесь познакомимся с музейной экспозицией. Вход в музей из внутреннего двора. Правда, в декабре дворик был поприютнее, украшен вифлиемскими звездами, лампочками и зелеными елками.
Музей как кусткамера возник еще в 16 веке, но официально основан Вильгельмом I в 1862 году
Фойе выглядит вполне современно, хотя стрельчатые окна и портреты на стенах добавляют средневекового колорита.
Портрет герцога Карла Югена(Евгения) Вюртембергского (1728-1793 годы). В годы его правления были построены Новый дворец, дворец Солитюд, Гогенгемский дворец. Был расцвет абсолютизма, при его дворе служили лучшие художники и архитекторы. Огромные средства тратились на празднества и роскошь.
Кроме картин на стенах, в фойе стоят макеты штутгартских замков.
А этот витраж вполне современен и выполнен в специальной раме с подсветкой.
А еще есть витрины со стеклянными изделиями старых мастеров.
Поднимаемся на второй этаж, и, вместо ожидаемых "музейных залов" попадаем в маленькие, плохо освещенные комнатки, тесно заставленные стеклянными витринами с экспонатами. Вернее сказать, в помещениях нет общего света, освещяются только витрины. Свет направлен именно на предметы старины. Непривычно, но это создает какое-то новое восприятие, таинственность, ну и когда фотографируешь меньше отблесков в стеклянных витринах. Эти маленькие фигурки представляют собой богов. Витрина подписана "Götter im Überfluss" (Боги изобилуют). Дело в том, что это божества разных народов: греков, римлян и этрусков. Но образ и атрибуты божеств римлян и этрусков в большинстве случаев взяты из греческой мифологии. Так верховный бог греков — Зевс очень близок римскому Юпитеру и этрусскому Тиние, а бог войны Арес — Марсу и Ларану.
"Für die Ewigkeit" — на вечность. Человек, который оформлял эту выставку, видимо, был с юмором. Я теперь жалею, что мало сняла информативных табличек. Этот предмет, изготовленный римскими мастерами в первой половине I века от рождества Христова, представляет собой мраморную резную урну для праха. Произведение искусства серийного производства, меняется только надпись, для чего оставлено место на передней стороне.
Следующие две витрины с артефактами из древней Греции.
"Thronend im Jenseits" — на престоле в будущем. В культе этрусских захоронений акцент делался на образ семьи и предков. Урны делались с головами, а иногда и с конечностями и устанавливались на известняковый трон. Эта урна второй четверти 6 века н.э. Маленькая пометочка — приобретена лоторейным фондом.
"Schamhaft und treu"- целомудрие и скромность. В римских надгробных статуях сохраняется греческий символизм. Эта статуя женщины 50 года до н.э., плотно обернутой в одежды, символизирут верную и скромую жену.
"Rückgrat der Macht" — основа власти. Армия в древности была главной опорой правителей. Многочисленные оружейные находки подтверждают это, как коринфский шлем 6 века до н.э.
Ювелирные украшения этрусков, греков и римлян.
Целая галерея римских портретов.
Это портрет Ливии Друзиллы, второй супруги Октавиана Августа, хотя назван "First Lady". Из всех римских императриц только о Ливии можно сказать, что она с великой честью исполнила своё высокое предназначение, ничем не запятнав императорского достоинства. Портрет 12/10 века до н.э.
"Der Erste" — первый. Портрет Августа, начало 1 века н.э.
Целая витрина разнообразных шкатулок и ларцов.
Резной стол с каменной столешницей, на которой изображен герб Вюртемберга.
Этот стол попроще, но поверхность столешницы украшена очень своеобразно.
В центре — карта мира, конечно, в том средневековом варианте. Очень тонкая работа, тоже в камне, не могу сказать точно, но, по-моему, это мрамор.
Не забыли в музее и ископаемые экспонаты — древние окаменелости.
Ну и еще — богатства недр.
Необыкновенной красоты столовые приборы из розового перламутра, стекла и кораллов.
Когда красота природы сочетается с талантом мастера, рождается шедевр. Эти два кубка из коллекции Сибиллы Ангальтской (1564-1614 г.г.), герцогини Вюртембергской. Выполнены сосуды из перломутровых раковин, вправленых в золото, из которого изящно сделаны подставки и крышки. А чтобы можно было оценить шедевр со всех сторон, эти кубки вращаются, поэтому сняла маленькое видео.
Щит из панциря черепахи.
При виде этого ларца, я просто не могла подобрать слов, чтобы выразить свои чувства. Это не похоже на произведение искусства, просто выставка самоцветов и камей. Причем, налепленых бессистемно.
Челюсть бегемота, наверно, древняя.
Ну вот, добрались до средневековой моды. И тогда были модны туфли на платформе.
А вот с бантиком очень даже ничего…
Еще столовые принадлежности с резными ручками из слоновой кости
Всякие женские штучки в виде вееров и бутылочек с парфюмом.
Куча всяческих инструментов для мореплавания, астрономии и геодезии
Этот глобус похож на наши школьные, но только выполнен из камня.
Эти два занимают полкомнаты.
Огнестрельное и холодное оружие. Это стилет.
Есть даже артиллерия. Но очень много оружейных экспонатов утеряно при пожаре 1757 года
Снова столовые принадлежности Вюртенбергских правителей.
Эта коллекция названа "Красной роскошью"(Roter Luxus)
Коллекция монет.
Археологические находки из могильных курганов железного века, так называемая "гальштадская культура", основными носителями которой были кельты. Меч и блюда из кургана Гомадинген (7 век до н.э.)
Древние римляне и греки считали кельтов примитивными, грубыми и невежественными, но находки материальной культуры в могильных курганах говорят об обратном. Кельты первыми в Европе научились добывать из руды железо. Они умели изготавливать ткани, ювелирные изделия, оружие и посуду. Все эти предметы наиболее полно представлены в экспозиции музея. Эти находки из кургана Хохдорф.
Это огромный бронзовый чан на 500 литров, верхняя часть его украшена стилизованными фигурами львов, вероятно, охранявшими налитую в них медовуху.
Если в римских захоронениях можно найти едва ли несколько золотых монет, которыми умерших мог заплатить Харону за перевоз в загробное царство, то на кельтском вожде из Хохдорфа золотых украшений не менее 1,5 кг. И хотя такие почести оказывались только "князьям", а простых смертных хоронили в братских могилах, все равно цивилизация кельтов была очень богатой. После своего похода на кельтов, Цезарь и его легионеры вернулись нагруженные золотом и другой добычей, награбленной в этих городах и культовых местах кельтов. А сам Цезарь не только смог расплатиться со всеми своими долгами, но и стал одним из самых богатых граждан.
Одной из уникальных находок является диван "принца" или "князя". Огромный бронзовый диван длиной около 3 метров, на спинке чеканный рисунок: люди с оружием, лошади, знаменитые кельтские колесницы.
Ножки дивана сделаны в виде женских фигурок, балансирующих на колесе. С помощью этих колесиков массивное ложе можно было легко перемещать.
Кстати, эти фигурки стали визитной карточкой экспозиции, они помещены на плакатах и на программке выставки.
Вообще, колесо было культовым предметом у кельтов. Возможно поэтому, сейчас видят в этом мистическо-таинственную связь с успехом развития автомобильной промышленности именно в этом регионе. Ну вот и подошла к концу наша экскурсия в прошлое. После долгих блужданий среди древностей мы выбрались на террасу (не знаю как называется эта часть в замках).
Но это был еще не конец экспозиции, можно было пройти еще на другой этаж, но сил уже не было, очень хотелось есть, поэтому решили вернуться в ставший уже почти родным Вайлимдорф. Еще пара фотографий в фойе музея. Это сувенирная лавка.
А это "произведение искусства" к древности не относится. Это пиктограмма на двери туалета, но с большой выдумкой в музейном стиле.
Комментируй
Kettik.kz ( 1 )
m.yezerskiy 14.01.2019 21:52
Хорошая работа по описанию сокровищ музея, спасибо.
Комментируй