Вы не зарегистрированы. Войти или прочитать Правила участия Подписаться Подписаться    
Кеттiк.kz Путешествуем вместе! - Сайт о путешествиях. Обзоры, фотографии, советы, мнения, впечатления..

Предыдущая  заметка Следующая  заметка  

Люди космоса

К актуальной ныне в Алматы теме городской скульптуры опубликую фотоальбом "Скульптура в пленэре", выпущенный в Москве в 1980-м году издательством "Изобразительное искусство". Автор-составитель Н. М. Бабурина. Составлен сборник по экспозиции выставок "Рига-72", "Скульптура и цветы", "Рига-76". Из текста в альбоме в первой части обзора я приведу две вступительных и две заключительных заметки различных именитых скульпторов, напечатанные в этой книге. Некоторые фотографии в альбоме напечатаны на развороте и поэтому склейка скана получилась не очень уж красивой, но выбора особого нет — не расшивать же и гладить книжку.

В альбоме автор обращается к рассмотрению искусства пластики как скульптурного убранства советского города. Альбом знакомит читателей с проблемами и перспективой развития декоративной парковой скульптуры, ее значением в воспитании эстетического вкуса.

В данном издании современное состояние искусства пластики открытого пространства рассматривается с привлечением широкого фактического иллюстрированного материала (около 80 цветных и тоновых иллюстраций), интересного и для профессионалов и для всех любителей искусства.

Для начала обложка и два вступительных слова.

Скульптура в плэнере

Советское искусство пластики стремится идти вровень с поступью великого времени и великой страны. Ленинская мысль об агитационном пропагандистском искусстве для народа, все более и более укрупняясь в своем значении, в своих масштабах, владеет умами и биением сердец наших скульпторов.

Сейчас все, буквально все вызывает на авансцену творчество художника-скульптора: и потребность в широкой обращенности искусства к массам и самое формирование той материальной среды, в которой овеществляет себя искусство пластики. Колоссальное строительство, которое идет по всей стране, меняющийся облик городов старых, города новые — ведь это и строительство центров духовной жизни народа. Так диктует нышешний день, тем более диктует будущее: надо, чтобы в облике этих городов раскрывалось существо советского человека — гармонии сил, любовь к жизни, к труду, к миру. В том и особенность нашего искусства скульптуры, что оно адресовано каждодневной жизни людей. И все самое светлое, праздничное, прекрасное, что поднимает наш день властью искусства пластики, должно быть вынесено на улицы и площади городов.

Улицы и площади — им быть учителем и поэтом, им быть агитатором и художником, быть наукой и радостью, дышать красотой человеческой. Мы вплотную подходим к ленинской мечте — той самой, о «Государстве солнца». Ленин говорил о светлом городе Кампанеллы, когда родилась у него идея монументальной пропаганды.

Но что мешает нам уже сегодня планировать и строить «Государство солнца» — могучим потоком ввести изобразительное искусство в городскую среду. плоть и дух города наполнить трудом художника? Силы, талантливые и здесь и там — у архитекторов и у художников.

Что же, дело, как говорится, за немногим. Чтобы практика градостроительства и архитектуры сблизилась с искусством, необходимо прежде всего дальнейшее сближение самого творческого мышления и зодчих и художников. Это вполне понятно иначе и быть не может — современная архитектура мыслит грандиозными формами. Но, стало быть, значительно усложняется и задача художника сохранить главную меру изобразительного искусства — соизмеримость искусства человеку. Я не говорю сейчас о больших памятниках-комплексах. Нет, речь идет о том, что искусство скульптуры должно так войти в систему города, архитектуры, чтобы стать «воздухом», которым бы естественно дышал человек. И в этом смысле большое значение приобретает жанр декоративной парковой скульптуры, которая при всей своей камерности несет в себе высокую идейную значимость и способна активно участвовать в формировании художественного образа города, придавая ему своеобразие и индивидуальность.

И что самое главное, воспитывать высокие эстетические чувства вашего современника, любовь к прекрасному и идеальному в жизни.

НИКОЛАЙ ТОМСКИЙ,
Президент Академии художеств СССР,
Народный художник СССР, лауреат Ленинской и Государственных премий СССР, Герой Социалистического Труда

Парковая скульптура

Наше издание было задумано как рассказ о декоративно-парковой пластике.

Художники относятся к парковой скульптуре каждый посвоему. Мнения их, с некоторыми из которых мы познакомим читателя, подчас разноречивы, спорны, но все сводятся к тому, что жанр этот как никогда нужен, и работа в этой области ваяния есть форма их участия в осуществлении ленинского плана монументальной пропаганды.

Иллюстрациями к разговору о парковой скульптуре стали работы, экспонировавшиеся на первых советских выставках скульптуры в открытом пространстве, организованных Союзом художников СССР. Первый опыт был осуществлен в Риге, второй уже во всесоюзном масштабе в Москве, третий — снова в Риге. Мы не оговорились, назвав эти выставки опытом. Они на самом деле представляют собой эксперимент. Они выводят станковую скульптуру из залов музеев и выставок в открытую среду, на воздух.

Окружающая произведения пластики среда, ее характер, ритм, колорит, движение в ней еще мало изучены. Влияние на скульптуру перемежающегося освещения, цвета, фона, рельефа участка, где ей найдено место, и многие другие факторы, как правило, не принимаются в расчет при установке статуй. Выставки «Рига-72», «Скульптура и цветы», «Рига-76» в какой-то мере служат экспериментальной площадкой для выработки приемов в градостроительных решениях, предусматривающих организацию среды произведениями пластического искусства.

Альбом «Скульптура в пленэре» представляет современную парковую пластику и в качестве определенного звена в цепи пространственной режиссуры города, села и в качестве специфического со своими закономерностями и тенденциями явления изобразительного искусства. Мы надеемся, что наши проблемы интересны и широкому и профессиональному читателю.

МИХАИЛ АНИКУШИН,
Народный художник СССР,
действительный плен Академии художеств СССР, лауреат Ленинской и Государственных премий СССР, Герой Социалистического Труда


Е. Белашова.
А. С. Пушкин. 1968 г.  Бронза

Пушкин


Е. Белашова
Фредерик Шопен. 1969 г.  Бронза

Фредерик Шопен


Ю. Синькевич
Прометей. 1972 г.  Медь кованная

Прометей


В. Вахрамеев
Люди космоса. 1972 г. Железо кованное.

Люди космоса


Ю. Чернов.

Юрий Гагарин. 1973. Медь кованная.

Юрий Гагарин


Ю. Чернов.
Отец и сыновья. 1972. Бронза

Отец и сыновья


М. Бабурин.
Сыны российские. 1961. Бронза

Сыны российские


Б. Быстров.
Электрик. 1972. Бронза

Электрик


Г. Звайзгните.
Новостройка. 1972. Медь кованная

Новостройка


И. Рукавишников.
Лист. 1974. Бронза

Лист Бронза


И. Козловкий.
Доярка. 1967. Бронза

Доярка


А. Паповян
Бык. 1973. Бетон

Бык


Ф. Салаев
Мать и дитя. 1973. Известняк

Мать и дитя


М. Варик
Сонг-Ми. 1972. Бронза

Сонг ми


Д. Матулайте
Неринга. 1972. Дерево

Неринга


А. Филиппова
Балет. 1970. Бронза

Балет


Р. Кулд
Лани. 1972. Бронза

Лани


А. Белявичус
Сестры. 1972. Терракота

Сестры


К. Стошкене
Весна. 1972. Терракота

Весна


Е. Дмитриев
Пантера. 1972. Бетон

Пантера


Л. Евзыкова
Материнство. 1964. Известняк

Материнство


А. Анистратов
Хакасский табунщик. 1972. Известняк

Хакасский табунщик


В. Клыков.
Радость. 1976. Бронза

Радость


В. Клыков.
Молодые целинники. 1974. Медь кованная

Молодые целинники


И в конце заключительное слово. Даже два.

Выставку «Рига-72» мы открывали, стоя на мостовой перед зеленым сквериком, где прямо под открытым небом располагалась эта необычная экспозиция. В нашем вернисаже приняли самое активное участие прохожие, которых так много на улицах города в разгар дня. Они останавливались и с любопытством спрашивали: «Что случилось? Что происходит?» И я невольно, задавал себе Этот же вопрос. А произошло большое, интересное событие в жизни нашего искусства. Скульптура вышла из стен музеев и выставочных залов, ей, правда, там тоже было неплохо, но тесновато, и шагнула на площади, улицы, бульвары города, чтобы ежедневно, ежеминутно общаться с людьми, украшать среду, где они живут, трудятся, отдыхают, чтобы добровольно переложить на свои каменные плечи часть духовного и эмоционального бремени эстетического воспитания жителей. Ведь плечи у скульптуры крепкие.

Человек так устроен, что, сам того не замечая, ежечасно впитывает огромный поток информации, приобщается к гармонии природы или музыки. Это помогает ему жить и работать, расширяет его кругозор и облагораживает душу. Ему приятно, идя на работу или возвращаясь домой, встретить будто своих добрых друзей красивые статуи, что ожидают его в тени деревьев, на зеленых газонах и желают счастливого пути. В 1976 году мы вновь стояли у того же самого сквера, среди потока машин и пешеходов, и открывали уже вторую квадриеннале скульптуры на воздухе. На Этот раз еще отчетливее мы почувствовали, что пластика вернулась к своему первозданному назначению. Мы вспомнили древнюю Спарту, где художник создавал скульптуру по образу и подобию самых совершенных людей и где люди, глядя на эти статуи, старались подражать им и сами становились стройнее, красивее, величественнее. И мы подумали, что хорошо бы некоторые скульптуры, наиболее полюбившиеся зрителям, оставить навечно в городе, разместить в новых районах. Пусть они украсят порой безликие архитектурные стандарты, пусть создадут привлекательный интимный микромир, где с охотой будут собираться жители в свободное от работы время, чтобы почитать, побеседовать или просто отдохнуть. На многих примерах мы убедились, что скульптура, даже небольшая, становится значительным организатором жизненной среды. Около нее разбиваются цветники, иногда с небольшим зеркалом воды, появляются скамьи, и мамаши с колясочками занимают свои места. Воздух наполняется радостным гомоном играющих ребятишек.

Я вспоминаю скульптуру в Сент-Андре или в предместьях Варшавы около заводов Каспшаеса, улицы и парки Рима, Вены, величественные памятники Древнего Востока. Как неповторимо и каждый раз по-новому смотрится статуя в лучах утреннего солнца. Люди спешат по своим делам в суете большого шумного города и невольно останавливаются на минутку, чтобы взглянуть, как розовеют и искрятся кристаллики мрамора или светится золотистая бронза, обласканная ладонями прохожих.

Во время дождя камень темнеет и блестит словно полированный и в каждом мельчавшем кусочке проявляется его сложнейшая структура, наполненная и спрессованная миллионами лет в могучий гранитный объем. Тем более велика ответственность человека, который его претворяет в скульптуру.

Вечером, когда темнеет, тени ложатся с другой стороны, в огненных красках заката выявляются новые, невиданные ранее переходы формы, и статуя, такая знакомая, вдруг становится иной, но не менее прекрасной.

Мне кажется, что скульптура на воздухе, на природе никогда не бывает однозначна в своей сути, она все время меняется, как меняется день от утра к вечеру, как меняется состояние природы от весны к лету, от осени к зиме. Я вспоминаю свое ощущение, когда в Париже в осеннюю пору я стоял около обнаженной фигуры Майоля, слегка принаряженной желтыми платановыми листьями, прилипшими к мокрой бронзе. Тогда она показалась мне немного старше и строже, чем летом. Однажды зимой я увидел на ней высокую пушистую шапку из снега и на плечах белый воротник, и я ощутил ее такой российской, абрамцевской… На поляне не было следов, ведущих к скульптуре. Наверное, поэтому ей было очень одиноко и зябко, и я тоже невольно почувствовал этот холод.

Конечно, далеко не каждая статуя вживается в среду города, и не к каждой статуе люди привыкают и ищут с ней общения. Такое чувство вызывают только произведения талантливые, которые по своему настроению и масштабу привлекают к себе зрителей, а не вторгаются грубо в их жизнь, не отталкивают их.

Казалось бы, есть в городах улицы, бульвары, парки с установленными на них замечательными статуями, созданными нашими художниками. И все же в начале каждого доброго дела, как всегда, возникает беспокойство. Если что-нибудь случится со скульптурой? Если ее опрокинут или сломают? Кто будет отвечать? А кто отвечает за сохранность деревьев, цветников, за сохранность стен домов, резных наличников? Кто отвечает за памятники старины и за новые прекрасные сооружения, за мозаики в метро и уличных переходах? Ответ только один — сами жители, ибо они и только они нуждаются в тени и прохладе садов, в красоте архитектурных сооружений.

Сейчас весь мир заботится о чистоте воздуха, которым мы дышим, воды, которую мы пьем, о земле, по которой мы ходим. Для нас не менее важна забота и об интеллектуальной жизненной среде. Пусть она будет озарена искусством — это для всех большая радость.

ВЛАДИМИР ЦИГАЛЬ,
Народный художник СССР,
действительный член Академии художеств СССР, лауреат Государственной премии СССР и Государственной премии РСФСР имени И. Е. Репина


Первая экспозиция пластики в пленэре во всесоюзном масштабе — выставка «Скульптура и цветы» явилась своеобразным предложением художников. Она представила на суд зрителей уже готовые произведения, имеющиеся в их мастерских, и показала, как эти произведения можно установить на воздухе. Выставка была прекрасно экспонирована. Ракурс каждой скульптуры оказался настолько удачно выбранным, что вещь одинаково красиво смотрелась и в сочетании с сочными красками лета и на фоне золотой листвы осени.

Выставка «Скульптура и цветы» функционировала с июня по ноябрь 1974 года. И в течение всего этого долгого периода интерес к ней не ослабевал. О выставке как о значительном событии в художественной жизни столицы писали газеты и журналы. Она была темой телепередач. Наконец, о выставке были сняты два кинофильма — «Скульпторы предлагают» и «Осенний вернисаж», надолго продлившие ее «бытие».

Выставка прошла на редкость успешно.

Успех первой Всесоюзной выставки пленэрной пластики красноречиво говорит о том, что попытка сблизить творчество с жизнью, создать условия для свободного контакта людей с произведениями скульптуры состоялась. Теперь на повестке дня должен стоять уже не эксперимент, а практические меры по внесению пластики в пространство города.

ЮРИЙ ЧЕРНОВ,
Народный художник РСФСР

 Комментируй


  •  Kettik.kz ( 0 )

    * (Обязательно.)
    * (Обязательно. Не отображается на сайте.)
    * (Вводить цифры. Вопрос спамозащиты.)


Предыдущая  заметка Следующая  заметка  

 Похожие записи