Вы не зарегистрированы. Войти или прочитать Правила участия Подписаться Подписаться    
Кеттiк.kz Путешествуем вместе! - Сайт о путешествиях. Обзоры, фотографии, советы, мнения, впечатления..

Предыдущая  заметка Следующая  заметка  

музей панорама

Набор открыток — музей-панорама "Бородинская битва". Комплект из 24 открыток, из которых к сожалению две карточки потерялись и осталось 22. Фото А. Маркелова. Выпущен издательством "Планета" в 1980 году. 

Все как обычно — картонная обложка с вступительным текстом за авторством И. Николаевой. С него и начнем.

Эпитетом к статье служит конечно строка из знаменитого стихотворения:

«Недаром помнит вся Россия
про день Бородина!»

М. Ю. Лермонтов

Обложка:

1. Фрагмент панорамы "Бородинская битва" Ф. А. Рубо

Бородинская битва

2. Здание музея-панорамы "Бородинская битва" и памятник М. И. Кутузову (Архитекторы А. Р. Корабельников, С. И. Кучанов, А. А. Кузьмин. Скульптор Н. В. Томский)

музей панорама


Отечественная война 1812 года — одна из славных страниц в историинашей Родины. В ходе этой войны русская армия и народ России, отстаивая честь и независимость Отчизны, разбили и уничтожили армию Наполеона, считавшуюся непобедимой, вернули свободу и национальную независимость народам Западной Европы.

18 октября 1962 года‚ в дни празднования 15О-летия Отечественной войны 1812 года‚ в Москве на Кутузовском проспекте был открыт музей-панорама «Бородинская битва», посвященный крупнейшему сражению этои воины.

Здание музея построено на историческом месте. Здесь находилась деревня Фили, где 13 сентября 1812 года в избе крестьянина А. Фролова на состоявшемся Военном совете под председательством М. И. Кутузова решалась судьба Москвы, судьба России. Эту избу народ любовно назвал «Кутузовской». Сейчас «Кутузовская изба» — филиал музея-панорамы. В горнице воссоздана обстановка Военного совета в Филях, в другой комнате — мемориал великого полководца М. И. Кутузова. Заключительный раздел экспозиции рассказывает о связи времен, о преемственности поколений: здесь представлены фотографии советских военачальников — кавалеров ордена Кутузова — и знамя 150—й стрелковой ордена Кутузова Идрицкой дивизии, которое было водружено над рейхстагом.

Недалеко от музея, у Поклонной горы, там, где Наполеон перед вступлением в Москву напрасно ждал депутацию бояр с ключами от древней русской столицы, находится еще один памятник в честь Отечественной войны 1812 года — Триумфальная арка (архитектор О, И. Бове).

В экспозиции музея-панорамы «Бородинская битва» представлены произведения живописи, графики, скульптуры, раскрывающие героизм русской армии и народа.

Бородинское сражение было «битвой гигантов», кровавой, упорной, страшной. Оно произошло 7 сентября 1812 года в 124 километрах к западу от Москвы у села Бородино на площади в 49 квадратных километров. Со стороны русских в ней участвовало 120 тысяч человек, с французской — 135 тысяч человек. Именно в этом сражении впервые был развеян миф о непобедимости наполеоновской армии. Панорама «Бородинская битва» воскрешает это историческое сражение, ее автор — выдающийся художник-баталист, академик Франц Алексеевич Рубо (1856-1928 гг.). Он вошел в историю русского искусства как создатель первых отечественных панорам.

Панорама — особый вид изобразительного искусства. В ней живописное полотно сочетается с предметным планом-макетом местности и реальными предметами.

Первая панорама Ф‹ А. Рубо — «Штурм аула Ахульго» — показывалась в Мюнхене, Париже, а в 1896 году — на Всероссийской художественной и промышленной ярмарке в Нижнем Новгороде (ныне г. Горький). До наших дней эта панорама не сохранилась.

К 1904 году художник создал панораму «Оборона Севастополя», посвященную одной из памятных страниц русской истории — 11-ти месячной героической обороне Севастополя во время Крымской войны 1853-1856 гг.

Вершиной творчества художника явилось создание третьей панорамы — «Бородинская битва». Ф. А. Рубо с помощниками работал над ней два года (1910—1912 гг.) Панорама была написана к 100-летию Бороцинской битвы С 1912 по 1918 год она демонстрировалась В Москве в специально построенном деревянном павильоне на Чистых прудах. К 1918 году здание пришло в полную негодность. Живописное полотно было снято и в течение многих лет нигде не экспонировалось.

Из-за длительного, далеко не идеального хранения живописное полотно сильно пострадало. Огромную работу по его восстановлению проделали советские художники-реставраторы. Они воссоздали утраченные части живописи, заново создали передний предметный план.

Живописное полотно панорамы «Бородинская битва» имеет в длину по окружности 115 метров, в высоту — 15 метров. На нем воспроизведен один из напряженных кульминационных моментов сражения — 12 часов 30 минут дня 7 сентября 1812 года, когда Наполеон предпринял вторую попытку разбить русских на левом фланге у деревни Семеновской. Он бросил на этот участок свою отборную пехоту и кавалерию.

Ф. А. Рубо запечатлел непоколебимую стойкость, героизм, упорство, отвагу и мужество русской армии в этой битве. 15 часов длилось Бородинское сражение. Стратегическая цель Наполеона — разбить русскую армию в генеральном сражении — не была достигнута. Русская армия нанесла противнику смертельную рану, от которой он уже не мог оправиться. Это было началом катастрофы, к которой пришла армия Наполеона в результате похода на Россию. Бородинская битва во многом предопределила победоносный исход Отечественной войны 1812 года.

В результате решительного контрнаступления русских войск и широко развернувшейся партизанской войны армия Наполеона к концу декабря была окончательно изгнана из России. «Война окончена за полным истреблением неприятеля», —— писал главнокомандующий русской армией М. И. Кутузов.

В Отечественной войне 1812 года со всей силой проявилось глубокое чувство патриотизма русского народа. В ней русская армия показала пример исключительного героизма и мужества в борьбе с иноземными захватчиками.

М. И. Кутузов в приказе по армии писал: «Не пройдут и не умолкнут содеянные громкие дела и подвиги ваши; потомство сохранит их в памяти своей. Вы кровью своею спасли Отечество. »


И сразу приведу небольшие картинки, которыми проиллюстрирована эта статья. Они очень маленькие, поэтому не очень качественные, но сами по себе очень интересные, потому что повествуют именно о создании эпического полотна.

1. Ф. А. Рубо. С портрета Фр. Ондрушека. 1898 г

Ф А Рубо


2. Ф. А. Рубо в мастерской. Художник А. Мюллер.

Создание Бородинской панорамы


3. Ф. А. Рубо на фоне панорамы "Штурм аула Ахульго".

Штурм аула Ахульго


4. Ф. А. Рубо. Эскиз к панораме "Оборона Севастополя"

Оборона Севастополя


5. Ф. А. Рубо (в центре), К. Беккер (слева) и Ю. Колюбакин во время работы над Бородинской панорамой в Мюнхене.

Работа над Бородинской панорамой


6. Здание Бородинской панорамы на Чистых прудах. 1912 г.

Бородинская панорама на Чистых прудах


7. Афиша, извещающая об открытии Бородинской панорамы в Москве в 1912 г.

Афиша Бородинской панорамы 1912


"Триумфальная арка" на Кутузовском проспекте. Архитектор О. И. Бове

Триумфальная арка


Открытки с первой по двенадцатую представляют собой фрагменты панорамы работы Ф. А. Рубо. Именно из этого раздела потерялись две — первая и девятая.

II. Через полуразрушенную деревню Семеновскую проходят Московский и Астраханский гренадерские полки. В глубине, справа вверху, Измайловский, Литовский и Финляндский гвардейские полки. Построенные в каре, они простояли не дрогнув в течении шести часов под непрерывным артиллерийским огнем неприятеля и отбили три атаки вражеской кавалерии.
У леса, по дороге, на рысях мчится дивизия русских кирасир.

Гренадерские полки


III. Гренадеры сводно-гренадерской дивизии (в высоких киверах) и павловцы (в остроконечных шлемах) контратакуют французов. Атаку кирасир генерала Нансути отбивают русские гвардейские полки.
Русская гвардейская артиллерия ведет огонь по неприятелю.

Гренадеры и павловцы


IV. Солдаты из сводно-гренадерской дивизии вброд переходят Семеновский ручей. Некоторые взбираются по крутым склонам оврага, а на противоположном берегу завязался жестокий бой между русскими солдатами и пехотинцами французской дивизии генерала Фриана.

Сводно гренадерская дивизия


V. У леса — захваченные французами знаменитые русские укрепления — Семеновские (Багратионовы) флеши, которые защищали войска Петра Ивановича Багратиона.
Вдоль оврага — артиллерия генерала Сорбье поддерживает огнем наступление французкой пехоты.

Багратионовы флеши


VI. На опушке леса — корпуса французских маршалов Нея и Даву, что принимали участие в атаках на Семеновские флеши. Захват их дорого обошелся французам — 30 тысяч убитыми и ранеными. На огневую позицию выезжает французская конно-гвардейская батарея. Готовится мощный артиллерийский обстрел деревни Семеновской и батареи Раевского.

Конно гвардейская батарея


VII. Вдали, слева — Шевардинский редут — командный пункт Наполеона. На белом коне во главе свиты — Наполеон.
Идет в атаку тяжелая французская кавалерия. На вороном коне — командир кавалерийского корпуса генерал Лотур-Мабур. У дороги за вводом в бой конницы наблюдает маршал Мюрат (на белом коне).

Тяжелая кавалерия


VIII. Стремительное движение бригады саксонских кирасир задерживает глубокий Семеновский овраг.
На опушке леса — итальянская гвардия. За рекой Колочей — командир корпуса Евгений Богарне со свитой.

Саксонские кирасиры


X. Стремительно мчатся в атаку кирасиры из бригады генерала Бороздина-второго.
Густым пороховым дымом объята Курганная высота. Славные защитники батареи Раевского ведут огневой бой с противником. На помощь подходят полки 4-ой пехотной дивизии.

Кирасиры


XI. Грозно движутся в бой Ахтырские гусары и Астраханские кирасиры. Впереди, в зеленом мундире, командир бригады генерал Бороздин-второй.
Вдали, у деревни Горки, командный пункт русского главнокомандующего. В окружении своего штаба Михаил Илларионович Кутузов.
На втором плане — выдвигаются из резерва второй и третий кавалерийские корпуса.

Ахтырские гусары


XII. У берез — в резерве стоят Семеновский и Преображенский гвардейские полки.
По дороге к перевязочному пункту у деревни Князьково тянутся повозки с раненными. В последней, запряженной тройкой лошадей, отправляют в тыл тяжелораненного генерала Багратиона.

Гвардейские полки


Две открытки представляют экспонаты круглого зала музея, рассказывающего о творчестве автора "Бородинской битвы", художника Ф. А. Рубо. Открытки две, а картинок — шесть.

XIII. "В Таврической губернии". Это одна из ранних работ Ф. А. Рубо, написана в год окончания Мюнхенской академии художеств.

В Таврической губернии


"Переправа через горную реку"

Переправа через реку


"Курд на лошади"

Курд на лошади


XIV. "Матрос, тянущий канат"

Матрос


"Всадник"

Всадник


"Атака запорожцев в степи"

Атака запорожцев


С 15-ой по 21-ую открытки — экспонаты вводного зала музея.

XV. "Портрет генерала Я. П. Кульнева". Неизвестный художник. Яков Петрович Кульнев (1764-1812) — один из храбрейших генералов русской армии. В начале Отечественной войны 1812 г был во главе авангарда корпуса Виттенштейна, прикрывавшего Петербургское направление. Он — первый русский генерал, погибший в начале войны.

Генерал Кульнев


Образцы обмундирования, снаряжения и вооружения русской армии.
Шапка солдата Павловского гренадерского полка.
Офицерский мундир лейб-гренадерского полка.
Кожаная каска с медным налобником и пистолет кирасира.

Обмундирование


"Преследование русскими конногвардейцами французских конных егерей под Полоцком". Ф. А. Чирка.
На картине воспроизведен один из эпизодов боя на Петербургском направлении. Русские кирасиры (в белых мундирах) врезались в колонну французских конных егерей. Они гнали неприятеля до стен Полоцка, захватив при этом 15 орудий.

Конные гвардейцы


XVI. "Подвиг солдат Раевского под Салтановкой". Н. С. Самокиш. Во время боя под Салтановкой генерал Раевский с сыновьями личным примером воодушевляя солдат, возглавил атаку Смоленского пехотного полка.

Генерал Раевский


"Кто кого?" В. В. Мазуровский. Момент схватки между казаком и уланом противника.

Конная схватка


XVII. "Оборона Смоленска" П. А. Кривоногов.
Кипит ожесточенный бой у крепостной стены между мужественными защитниками города и французскими солдатами.

Оборона Смоленска


Часть интерьера вводного зала музея.
Русские пехотные ружья времен Отечественной войны 1812 г. Экспонаты, представленные в зале, рассказывают о событиях Отечественной войны 1812 г с момента вторжения Наполеона в Россию до Бородинского сражения.

Вооружение


XVIII. Фрагмент панорамы "Бородинская битва" Ф. А. Рубо. Солдаты сводно-гренадерской дивизии отражают атаку противника.

Фрагмент панорамы


"Портрет М. И. Кутузова" Р. М. Волков.
В тяжелые для России дни, когда неприятель приближался к Москве, главнокомандующим русскими армиями был назначен Михаил Илларионович Кутузов — талантливый полководец, замечательный дипломат, опытный государственный деятель, человек огромной силы воли и мужества.

Кутузов


"Кутузов на Бородинском поле" С. В. Герасимов.
М. И. Кутузов на командном пункте. Он отдает приказ генералам Платову и Уварову совершить рейд в тыл противника, чтобы отвлечь внимание от левого крыла русской армии.

Кутузов на Бородинском поле


XIX. "Русский Сцевола" В. И. Демут-Малиновский.
Отечественную войну 1812 г по праву называют войной народной. В образе античного героя показан русский крестьянин, отсекающий себе руку желая служить врагу.

Русский Сцевола


Знамена, вооружения и обмундирование русской армии.

Снаряжение русской армии


"Партизаны" — фрагмент памятника М. И. Кутузову. Скульптор Н. В. Томский
На фрагменте изображены руководители партизанских отрядов: А. Сеславин, Д. Давыдов, А. Фигнер, Е. Стулов, В. Кожина, Г. Курин.

Партизаны


XX. "Портрет П. И. Багратиона". Неизвестный художник. Петр Иванович Багратион (1765 — 1812 гг) — прославленный русский генерал, ученик и сподвижник великих полководцев А. В. Суворова и М. И. Кутузова.

Багратион


Часть интерьера заключительного зала музея, экспонаты которого рассказывают об изгнании армии Наполеона из России.

Знамена


"Смертельное ранение генерала Багратиона на Бородинском поле". А. И. Вепхвадзе.
С начала Бородинской битвы тяжелые бои развернулись на Семеновских флешах. Их защищали войска 2-ой армии П. И. Багратиона. Во время восьмой атаки французов на эти укрепления Багратион был смертельно ранен.

Ранение Багратиона


Портретная галерея.
Своеобразным памятником героической борьбы русского народа в Отечественной войне 1812 года является Военная галерея Зимнего дворца, насчитывающая 332 портрета. Автор их английский художник Д. Доу. В музее-панораме "Бородинская битва" — 18 портретов: из них — 17 копии, один — подлинник, авторское повторение портрета генерала М. Е. Храповицкого.

Слева направо и сверху вниз:
1. К. Ф. Багговут, И. В. Васильчиков, А. И. Горчаков.
2. И. С. Дорохов, Д. С. Дохтуров, А. П. Ермолов.
3. А. И. Кутайсов, В. Г. Костенецкий, П. П. Коновицын

Генералы 1812 года

4. П. Г. Лихачев, М. А. Милорадович, Д. П. Неверовский
5. А. И. Остерман-Толстой, М. И. Платов, Н. Н. Раевский
6. Н. А. Тучков, Ф. П. Уваров, М. Е. Храповицкий

Генералы 1812 года


Следующая открытка представляет "Кутузовскую избу" — филиал музея-панорамы "Бородинская битва"

XXII. "Военный совет в Филях". А. Д. Кившенко.
Заключительный момент военного совета в Филях 13 сентября 1812 года. М. И. Кутузов приказывает оставить Москву без сражения: "С потерей Москвы не потеряна Россия. Первою обязанностью поставляю сохранить армию…"

Военный совет в Филях

Часть интерьера Кутузовской избы.

Интерьер Кутузовской избы


И в заключении естественно экспозиция Заключительного зала музея.

XXIII. "Не замай! Дай подойти!" В. В. Верещагин
В центре картины — руководитель партизанского отряда Семен Архипов. Его отряд уничтожил более 1500 и взял в плен около двух тысяч неприятельских солдат.

Партизаны


"Преследование казаками отступающих французов" А. О. Дезарно. Автор картины — французский офицер Дезарно, участник похода на Россию — показал многонациональный состав русской армии.

Казаки


Карикатура на "завоевателей".

Карикатура на французов


XXIV. Трофеи русской армии.
Медвежья шапка гренадера старой гвардии Наполеона.
Австрийский барабан.
Мундир гарнизонного солдата.
Огнестрельное оружие.

Медвежья шапка гренадера


"Переправа через Березину" П. Гесс.
В пятидневных боях у реки Березины с 28 ноября по 2 декабря 1812 года "великая армия" Наполеона была разгромлена.

Переправа через Березину


Карикатура "Ретирада французской конницы, которая съела своих лошадей в России".
Грозным оружием в борьбе с наполеоновскими захватчиками стали листы политической сатиры и карикатуры. Их авторами были многие известные русские художники: И. А. Теребенев, И. А. Иванов, А. Г. Венецианов. В них высмеивались захватнические планы Наполеона, прославлялся героизм русского народа.

Карикатура на французов

 Комментируй


  •  Kettik.kz ( 0 )

    * (Обязательно.)
    * (Обязательно. Не отображается на сайте.)
    * (Вводить цифры. Вопрос спамозащиты.)


Предыдущая  заметка Следующая  заметка  

 Похожие записи