Вы не зарегистрированы. Войти или прочитать Правила участия | Подписаться |
Набор открыток — музей-панорама "Бородинская битва". Комплект из 24 открыток, из которых к сожалению две карточки потерялись и осталось 22. Фото А. Маркелова. Выпущен издательством "Планета" в 1980 году. Все как обычно — картонная обложка с вступительным текстом за авторством И. Николаевой. С него и начнем. Эпитетом к статье служит конечно строка из знаменитого стихотворения:
«Недаром помнит вся Россия М. Ю. Лермонтов
Обложка: 1. Фрагмент панорамы "Бородинская битва" Ф. А. Рубо
2. Здание музея-панорамы "Бородинская битва" и памятник М. И. Кутузову (Архитекторы А. Р. Корабельников, С. И. Кучанов, А. А. Кузьмин. Скульптор Н. В. Томский)
Отечественная война 1812 года — одна из славных страниц в историинашей Родины. В ходе этой войны русская армия и народ России, отстаивая честь и независимость Отчизны, разбили и уничтожили армию Наполеона, считавшуюся непобедимой, вернули свободу и национальную независимость народам Западной Европы. 18 октября 1962 года‚ в дни празднования 15О-летия Отечественной войны 1812 года‚ в Москве на Кутузовском проспекте был открыт музей-панорама «Бородинская битва», посвященный крупнейшему сражению этои воины. Здание музея построено на историческом месте. Здесь находилась деревня Фили, где 13 сентября 1812 года в избе крестьянина А. Фролова на состоявшемся Военном совете под председательством М. И. Кутузова решалась судьба Москвы, судьба России. Эту избу народ любовно назвал «Кутузовской». Сейчас «Кутузовская изба» — филиал музея-панорамы. В горнице воссоздана обстановка Военного совета в Филях, в другой комнате — мемориал великого полководца М. И. Кутузова. Заключительный раздел экспозиции рассказывает о связи времен, о преемственности поколений: здесь представлены фотографии советских военачальников — кавалеров ордена Кутузова — и знамя 150—й стрелковой ордена Кутузова Идрицкой дивизии, которое было водружено над рейхстагом. Недалеко от музея, у Поклонной горы, там, где Наполеон перед вступлением в Москву напрасно ждал депутацию бояр с ключами от древней русской столицы, находится еще один памятник в честь Отечественной войны 1812 года — Триумфальная арка (архитектор О, И. Бове). В экспозиции музея-панорамы «Бородинская битва» представлены произведения живописи, графики, скульптуры, раскрывающие героизм русской армии и народа. Бородинское сражение было «битвой гигантов», кровавой, упорной, страшной. Оно произошло 7 сентября 1812 года в 124 километрах к западу от Москвы у села Бородино на площади в 49 квадратных километров. Со стороны русских в ней участвовало 120 тысяч человек, с французской — 135 тысяч человек. Именно в этом сражении впервые был развеян миф о непобедимости наполеоновской армии. Панорама «Бородинская битва» воскрешает это историческое сражение, ее автор — выдающийся художник-баталист, академик Франц Алексеевич Рубо (1856-1928 гг.). Он вошел в историю русского искусства как создатель первых отечественных панорам. Панорама — особый вид изобразительного искусства. В ней живописное полотно сочетается с предметным планом-макетом местности и реальными предметами. Первая панорама Ф‹ А. Рубо — «Штурм аула Ахульго» — показывалась в Мюнхене, Париже, а в 1896 году — на Всероссийской художественной и промышленной ярмарке в Нижнем Новгороде (ныне г. Горький). До наших дней эта панорама не сохранилась. К 1904 году художник создал панораму «Оборона Севастополя», посвященную одной из памятных страниц русской истории — 11-ти месячной героической обороне Севастополя во время Крымской войны 1853-1856 гг. Вершиной творчества художника явилось создание третьей панорамы — «Бородинская битва». Ф. А. Рубо с помощниками работал над ней два года (1910—1912 гг.) Панорама была написана к 100-летию Бороцинской битвы С 1912 по 1918 год она демонстрировалась В Москве в специально построенном деревянном павильоне на Чистых прудах. К 1918 году здание пришло в полную негодность. Живописное полотно было снято и в течение многих лет нигде не экспонировалось. Из-за длительного, далеко не идеального хранения живописное полотно сильно пострадало. Огромную работу по его восстановлению проделали советские художники-реставраторы. Они воссоздали утраченные части живописи, заново создали передний предметный план. Живописное полотно панорамы «Бородинская битва» имеет в длину по окружности 115 метров, в высоту — 15 метров. На нем воспроизведен один из напряженных кульминационных моментов сражения — 12 часов 30 минут дня 7 сентября 1812 года, когда Наполеон предпринял вторую попытку разбить русских на левом фланге у деревни Семеновской. Он бросил на этот участок свою отборную пехоту и кавалерию. Ф. А. Рубо запечатлел непоколебимую стойкость, героизм, упорство, отвагу и мужество русской армии в этой битве. 15 часов длилось Бородинское сражение. Стратегическая цель Наполеона — разбить русскую армию в генеральном сражении — не была достигнута. Русская армия нанесла противнику смертельную рану, от которой он уже не мог оправиться. Это было началом катастрофы, к которой пришла армия Наполеона в результате похода на Россию. Бородинская битва во многом предопределила победоносный исход Отечественной войны 1812 года. В результате решительного контрнаступления русских войск и широко развернувшейся партизанской войны армия Наполеона к концу декабря была окончательно изгнана из России. «Война окончена за полным истреблением неприятеля», —— писал главнокомандующий русской армией М. И. Кутузов. В Отечественной войне 1812 года со всей силой проявилось глубокое чувство патриотизма русского народа. В ней русская армия показала пример исключительного героизма и мужества в борьбе с иноземными захватчиками. М. И. Кутузов в приказе по армии писал: «Не пройдут и не умолкнут содеянные громкие дела и подвиги ваши; потомство сохранит их в памяти своей. Вы кровью своею спасли Отечество. » И сразу приведу небольшие картинки, которыми проиллюстрирована эта статья. Они очень маленькие, поэтому не очень качественные, но сами по себе очень интересные, потому что повествуют именно о создании эпического полотна. 1. Ф. А. Рубо. С портрета Фр. Ондрушека. 1898 г
2. Ф. А. Рубо в мастерской. Художник А. Мюллер.
3. Ф. А. Рубо на фоне панорамы "Штурм аула Ахульго".
4. Ф. А. Рубо. Эскиз к панораме "Оборона Севастополя"
5. Ф. А. Рубо (в центре), К. Беккер (слева) и Ю. Колюбакин во время работы над Бородинской панорамой в Мюнхене.
6. Здание Бородинской панорамы на Чистых прудах. 1912 г.
7. Афиша, извещающая об открытии Бородинской панорамы в Москве в 1912 г.
"Триумфальная арка" на Кутузовском проспекте. Архитектор О. И. Бове
Открытки с первой по двенадцатую представляют собой фрагменты панорамы работы Ф. А. Рубо. Именно из этого раздела потерялись две — первая и девятая.
II. Через полуразрушенную деревню Семеновскую проходят Московский и Астраханский гренадерские полки. В глубине, справа вверху, Измайловский, Литовский и Финляндский гвардейские полки. Построенные в каре, они простояли не дрогнув в течении шести часов под непрерывным артиллерийским огнем неприятеля и отбили три атаки вражеской кавалерии.
III. Гренадеры сводно-гренадерской дивизии (в высоких киверах) и павловцы (в остроконечных шлемах) контратакуют французов. Атаку кирасир генерала Нансути отбивают русские гвардейские полки.
IV. Солдаты из сводно-гренадерской дивизии вброд переходят Семеновский ручей. Некоторые взбираются по крутым склонам оврага, а на противоположном берегу завязался жестокий бой между русскими солдатами и пехотинцами французской дивизии генерала Фриана.
V. У леса — захваченные французами знаменитые русские укрепления — Семеновские (Багратионовы) флеши, которые защищали войска Петра Ивановича Багратиона.
VI. На опушке леса — корпуса французских маршалов Нея и Даву, что принимали участие в атаках на Семеновские флеши. Захват их дорого обошелся французам — 30 тысяч убитыми и ранеными. На огневую позицию выезжает французская конно-гвардейская батарея. Готовится мощный артиллерийский обстрел деревни Семеновской и батареи Раевского.
VII. Вдали, слева — Шевардинский редут — командный пункт Наполеона. На белом коне во главе свиты — Наполеон.
VIII. Стремительное движение бригады саксонских кирасир задерживает глубокий Семеновский овраг.
X. Стремительно мчатся в атаку кирасиры из бригады генерала Бороздина-второго.
XI. Грозно движутся в бой Ахтырские гусары и Астраханские кирасиры. Впереди, в зеленом мундире, командир бригады генерал Бороздин-второй.
XII. У берез — в резерве стоят Семеновский и Преображенский гвардейские полки.
Две открытки представляют экспонаты круглого зала музея, рассказывающего о творчестве автора "Бородинской битвы", художника Ф. А. Рубо. Открытки две, а картинок — шесть. XIII. "В Таврической губернии". Это одна из ранних работ Ф. А. Рубо, написана в год окончания Мюнхенской академии художеств.
"Переправа через горную реку"
"Курд на лошади"
XIV. "Матрос, тянущий канат"
"Всадник"
"Атака запорожцев в степи"
С 15-ой по 21-ую открытки — экспонаты вводного зала музея. XV. "Портрет генерала Я. П. Кульнева". Неизвестный художник. Яков Петрович Кульнев (1764-1812) — один из храбрейших генералов русской армии. В начале Отечественной войны 1812 г был во главе авангарда корпуса Виттенштейна, прикрывавшего Петербургское направление. Он — первый русский генерал, погибший в начале войны.
Образцы обмундирования, снаряжения и вооружения русской армии.
"Преследование русскими конногвардейцами французских конных егерей под Полоцком". Ф. А. Чирка.
XVI. "Подвиг солдат Раевского под Салтановкой". Н. С. Самокиш. Во время боя под Салтановкой генерал Раевский с сыновьями личным примером воодушевляя солдат, возглавил атаку Смоленского пехотного полка.
"Кто кого?" В. В. Мазуровский. Момент схватки между казаком и уланом противника.
XVII. "Оборона Смоленска" П. А. Кривоногов.
Часть интерьера вводного зала музея.
XVIII. Фрагмент панорамы "Бородинская битва" Ф. А. Рубо. Солдаты сводно-гренадерской дивизии отражают атаку противника.
"Портрет М. И. Кутузова" Р. М. Волков.
"Кутузов на Бородинском поле" С. В. Герасимов.
XIX. "Русский Сцевола" В. И. Демут-Малиновский.
Знамена, вооружения и обмундирование русской армии.
"Партизаны" — фрагмент памятника М. И. Кутузову. Скульптор Н. В. Томский
XX. "Портрет П. И. Багратиона". Неизвестный художник. Петр Иванович Багратион (1765 — 1812 гг) — прославленный русский генерал, ученик и сподвижник великих полководцев А. В. Суворова и М. И. Кутузова.
Часть интерьера заключительного зала музея, экспонаты которого рассказывают об изгнании армии Наполеона из России.
"Смертельное ранение генерала Багратиона на Бородинском поле". А. И. Вепхвадзе.
Портретная галерея.
Слева направо и сверху вниз:
4. П. Г. Лихачев, М. А. Милорадович, Д. П. Неверовский
Следующая открытка представляет "Кутузовскую избу" — филиал музея-панорамы "Бородинская битва"
XXII. "Военный совет в Филях". А. Д. Кившенко.
Часть интерьера Кутузовской избы.
И в заключении естественно экспозиция Заключительного зала музея.
XXIII. "Не замай! Дай подойти!" В. В. Верещагин
"Преследование казаками отступающих французов" А. О. Дезарно. Автор картины — французский офицер Дезарно, участник похода на Россию — показал многонациональный состав русской армии.
Карикатура на "завоевателей".
XXIV. Трофеи русской армии.
"Переправа через Березину" П. Гесс.
Карикатура "Ретирада французской конницы, которая съела своих лошадей в России".
Похожие записи |
@ 2010 Артем Садовский |
Комментируй