Вы не зарегистрированы. Войти или прочитать Правила участия | Подписаться |
В Софии очень много напоминает об Освобождении Болгарии от Османского ига, которое произошло в ходе Русско-Турецкой войны 1877-1878 гг, поводом для которой в свою очередь стало кровавое подавление турками восстания болгар. Александр Второй конечно в тот же момент бросился спасать братьев-славян и спас в конечном итоге. Каковы были на самом деле геополитические причины и цели этой войны — мне неведомо. Но как минимум болгары до сих пор благодарны тому русскому императору за освобождение. В прошлой заметке о Софии я уже показывал "Русский памятник" и улицу Генерала Скобелева. Теперь еще об оставшемся и уже ночью. Наша ночная прогулка по Софии началась у огромного собора Александра Невского, который правильно называется "Храм-памятник Святого Александра Невского". И поставлен конечно в память об освобождении Болгарии.
Итак. Собор мы видели только снаружи и ночью. Подсветка, конечно, шикарная.
И сам он огромный. Сбоку это лучше видно.
Кое-что о соборе я могу рассказать. Все что будет ниже — написано на щитах перед собором и это информация немного расходится с тем, что написано в Википедии. Храм-памятник Св. Александра Невского Учредительное Национальное Собрание в городе Велико Тырново, сразу же после Освобождения, приняло решение о строительстве монументального собора Святого Александра Невского — победителя тевтонцев на Ладожском озере и небесного покровителя царя-освободителя. Собор был построен на площади 2600 кв. м, размером 70 Х 55 м. Краеугольный камень был заложен в 1882 году, но строительство началось только в 1904 году и закончилось в 1916 году. Собор был освящен в 1924 году.
Архитектура Памятник является примером синтеза монументального и декоративного искусства. Проект был разработан архитектором А. Померанцевым, который вместе со своими помощниками архитекторами А. Смирновым и А. Яковлевым разработал дизайн, близкий по духу и характеристикам к болгарской и византийской архитектуре. Богатый лепной декор фасадов и интерьеров собора напоминает формы и оформление церкви Святой Софии в Стамбуле, а также римские традиции. Цветочные и зооморфные формы и мотивы создают украшения архиепископского и царского тронов, амвона и дарохранительницы алтаря, алтарного части центрального нефа и боковых часовен. Сиенский и каррарский мрамор использовался для скульптурного декора, а в различных цветах и нюансах был использован также бразильский оникс и алебастр. Все эти детали были спроектированы архитектором А. Яковлевым.
Внешнее оформление фасадов сочетает в себе мотивы резьбы по камню с архитектурными элементами — розеттами, колоннами, карнизами. Люнеты над входами украшены смальтовой мозаикой. Крыша собора покрыта медными листами, а купола — золоченые. Окна украшены витражами. Колокольня возвышается на 52 метра, на ней 12 колоколов, отлитых в Туле и Москве. А самый большой из них имеет диаметр 3 метра и весит 11 758 кг.
Изобразительное искусство. Для оформления собора были наняты самые известные русские и болгарские художники того времени. Под руководством профессора А. Киселева работали профессор П. Мясоедов, который определил общие принципы композиций и профессор Д. Киплик, который выбрал и обозначил общую цветовую гамму. В качестве их помощников работали такие живописцы как: Кондратьев, Морозов, Альфонс Жаба, Костов, Занков, Пиндиков, Кантимиров, Штуркелов, Крустев, Лазаров, Цапев, Маринова и другие. Декоративно-монументальные работы выполняли болгарские художники: Мрквичка, Митов, Желязков, Иванов, Белковский, Маринов, Петров, Берберов, Клисуров, Розенталь, Тодоров, Димов, Тачев и Михайлов. Реальными достижениями в иконописи стали иконы Пресвятой Богородицы и Иисуса Христа, выполненные Васнецовым; икона Александра Невского кисти профессора Савинского; иконы северного иконостаса профессора Мрквички и южного — профессора Митова. Конечно внутрь ночью мы не попали, поэтому никаких икон и убранства не видели. Только вот мозаику из смальты в новом для меня термине — люнет. Как раз на этих боковых приделах видны и люнеты и мозаичные иконы в них.
Для интересующихся такая картинка:
1 — неф.
И небольшой глоссарий: Пара фотографий издалека
А может это уже и не тот храм 🙂
Под храмом расположена крипта или попросту склеп. Где сейчас музей, в который мы тоже конечно не попали. Склеп — подземный этаж храма-памятника Св. Александра Невского. Он предназначался для гробниц высокопоставленных священников. С 1965 года он был отделом старого болгарского искусства в Национальной картинной галерее. Архитектура Архитектурное пространство, уникальное в его эстетическом воздействии, было перестроено в духе современных видений для национального музея. Богатое разнообразие силуэтов отдельных простанста напоминает средневековые болгарские церкви, оно предполагает неповторимый контакт зрителя с превосходными образцами искусства болгарского средневековья и периода национального возрождения. Изобразительное искусство Коллекция включает лучшие работы из фондов ряда музеев Софии и остальной страны. Более 200 экспонатов — в основном иконы, настенные росписи, гравюры и богослужебные принадлежности раскрывают характерные тенденции в болгарском искусстве во времена Средневековья и в период национального возрождения. Иконопись доминирует в постоянной экспозиции склепа. Самая ранняя работа — керамическая икона из Преслава — X века. В хронологическом порядке следующие работы относятся к периоду византийского правления и Второго болгарского царства. Среди них одни из самых замечательных произведений болгарской иконописи: "Архангельский собор" из Бачковского монастыря, Богородица -Хозяйка Жизни из Несебра и т. д. Период XV-XVII вв. представлен многими иконами Черноморского региона, Южной Болгарии, региона Велико Тырново и других регионов страны. Период национального возрождения (18-19 вв.) является последним этапом развития болгарской иконописи. Он представлен художественным произведением ведущих художественных школ (Трявна, Самоков, Банско, а также иконами, написанными мастерами из Странджинского района и Македонии). Экспонируемые в склепе произвеления настенной живописи также являются росписью из разных эпох. Самым ценным является фрагмент фрески с 4-го по 5-й век. В так называемом Золотом зале склепа периодически проходят временные выставки.
Так же на площади перед собором рядом с древней церковью 16-го века горит Вечный огонь.
Что написано правильно на русский я перевести не смог. Но общий смысл понятен и по-болгарски: Българийо, за тебе те умряха, една бе ти достойна зарад тях и те за теб достойни, майко бяха!
Напротив Вечного огня раположилась Синодная палата
Ну или если в целом, то выглядит вот так. На переднем плане памятник Илариоу Макариопольскому. На камне высечены даты рождения и смерти, но это не является могилой митрополита — умер он в Константинополе.
Теперь следующий русский памятник в Софии — Памятник Императору Всероссийскому Александру Второму. Находится он соответственно на такой улице.
Сам памятник стоит на широкой площади и кажется небольшим.
Но на самом деле он совсем немаленький и невероятно интересен. Очень жалко, что я не рассматривал его при свете дня.
На постаменте надпись совершенно и однозначно понятная без перевода: Царю Освободителю признателна България
Под царем богиня победы Виктория или Ника, судя по крыльям. рядом с ней простые солдаты русской армии.
По бокам генералы и офицеры на конях.
Сзади бабы с детьми, судя по всему олицетворяющие простой народ.
Ниже скульптур — барельефы с военными сюжетами.
Ну и на этом пока все. Вид от памятника Царю Освободителю на Храм-памятник Александра Невского
Похожие записи |
@ 2010 Артем Садовский |
Комментируй