Вы не зарегистрированы. Войти или прочитать Правила участия Подписаться Подписаться    
Кеттiк.kz Путешествуем вместе! - Сайт о путешествиях. Обзоры, фотографии, советы, мнения, впечатления..

Предыдущая  заметка Следующая  заметка  

Наверное все помнят советский анекдот, который заканчивается фразой: "Когда у меня плохое настроение, я езжу на белой машине с красной полоской. Когда у меня хорошее настроение, я езжу на желтой машине с синей полоской. А за границей я тоже был… На танке!".

И ведь действительно для многих советских людей единственная возможность побывать за границей — это служба в рядах Советской Армии. И страны пребывания — это скорее всего Восточная Европа — страны Варшавского договора. Не исключением была и царская Россия. Военные походы российской армии — это зачастую единственная возможность для многих людей увидеть другие страны. Может быть не в том ракурсе, в котором хотелось бы, но всё-таки. О ком хотелось бы рассказать после такого вступления?

О великом русском художнике и путешественнике Василие Васильевиче Верещагине. Везде написано, что этот живописец — величайший русский художник-баталист. Но при этом забывают, что он кроме всего прочего еще и один из серьезных путешественников и запечатлел на своих холстах не только битвы, но и простых людей, памятники архитектуры, мирные пейзажи. По этим картинам мы теперь можем судить о жизни разных стран в 19-м веке.

В середине 19-го века Василий Верещагин участвовал в походе российских войск под руководством Кауфмана в Среднюю Азию. Так появилась его знаменитая Туркестанская серия картин, основная масса которых в данный момент находится в коллекции Третьяковской галереи в Москве.

Нынче в интернете очень много обзоров путешествий с шикарными фотографиями. Но вторая половина 19-го века была лишена интернета, самолетов, массовых путешествий, да и фотография была редкостью. Поэтому такие художники-путешественники, как Верещагин, были теми немногими, кто мог показать людям другие страны. Причем в данном случае именно с фотографическим качеством.

В этой серии множество картин, представляющих именно батальные и военные темы. Эти холсты в основном выделены в отдельную подсерию "Варвары". Самая знаменитая из них — "Апофеоз войны"

С этой картиной мы все познакомились еще в школе — она была в учебнике по русскому языку. И я всегда считал ее не натурной, а больше придуманной. Пока в Третьяковке не увидел другую картину Верещагина — "Представляют трофеи", на которой бухарской знати принесли кучу отрубленных голов.

Эта работа явно рисовалась на основе реально увиденного художником действия. Тогда то я и подумал, что "Апофеоз войны" мог

быть написан и с натуры.


Но тематике нашего сайта больше соответствуют мирные пейзажи. Такие горные виды можно найти и сейчас. Да и техника рисования не выглядит такой уж классической — вполне современная

живопись. Вот, например, "Кочевники на дороге в горах Алатау".

Такой вид и таких персонажей и сейчас можно найти в горах Киргизии и Казахстана.


А вот такую цветную украшенную юрту уже вряд ли увидишь на простом летнем кочевье — джайляу. Юрты стали проще и невзрачнее. А на картине "Киргизия. Юрты на берегу реки Чу"


И такое киргизское кочевье уже наверное не увидишь. "Кочевка киргизов".


И уж тем более не увидишь вот такого колоритного персонажа — киргизского воина.

Нельзя забывать, что в те времена никто не делил киргизов и казахов на два разных народа. Поэтому это вполне может быть и казахский воин.


"Богатый киргизский охотник с соколом". Мне кажется, что сокол намного меньше, чем птица на картине. А расцветка у птицы именно соколиная. Казахстан и Киргизия единственные страны в мире, где как ловчие птицы до сих пор используются беркуты. С другой стороны птица меньше, чем беркут — ведь беркута можно использовать при охоте на лис и даже волков. В общем нестыковка какая-то. Единственным объяснением этого несоответствия я вижу то, что многие картины этой серии Верещагин рисовал по памяти, уже проживая в Мюнхене. Видимо тут то и кроется причина небольшого несоответствия размеров птицы. Рисовал сокола, но помнил, что птица была больше.


Кроме киргизов в этой серии представлены и представители других народов. Вот буддисты — калмыки. "Калмыцкий лама". Всегда думал, что они тюркоязычные. А оказалось, что они монголоязычные — потомки ойратов и этнические родственники джунгар.

"Калмыцкая молельня"


Не обошел вниманием художник и других встреченных им людей. Вот "Китаец".

Вот "Афганец"

Вот соотечественник и сослуживец художника — "Туркестанский солдат в зимней форме"

А вот вражеский военнослужащий — "Бухарский солдат (Сарбаз)".


Побывал Верещагин и на территории современного Китая. В городе Чугучаке, который сейчас находится в Синьцзян-Уйгурском Автономном округе Китая. В то время он серьезно пострадал от дунганско-уйгурского восстания против власти Китая. "Садовая калитка в Чугучаке"

"Развалины в Чугучаке"


Запечатлел художник присутствие китайцев и в современной Алматинской области в Уйгурском районе. "Развалины китайской кумирни. Ак Кент"


Но больше всего картин Василия Верещагина в этой серии об Узбекистане. "Верблюд во дворе караван-сарая"


Верблюдов можно увидеть и сейчас, подчас даже более живописных. А вот люди той эпохи и в тех костюмах — этого мы уже в реальной жизни не увидим. "Уличный музыкант (человек с дутарой)"

"Узбекская женщина в Ташкенте". Такую женщину сейчас можно запросто встретить в Каире, но никак не в Ташкенте.

А вот такого персонажа не встретишь теперь даже в арабских странах. "Евнух у дверей гарема"

Суфийские бродячие монахи — дервиши — теперь персонажи турецких шоу на курортах. В реальной жизни их тоже встретишь вряд ли. "Дервиши в праздничных одеждах"

И уж точно нигде мы не увидим таких гвардейцев в полном боевом облачении "Двери хана Тамерлана"


И еще художник сумел подробно запечатлеть тогдашний облик Самарканда. Конечно город с тех пор сильно изменился. И в лучшую сторону. Причем даже исторические памятники изображенные на картинах после современной реставрации выглядят гораздо лучше. Сравнить представленные ниже картины с современными видами можно в заметке "Голубые купола Самарканда".

"Главная улица в Самарканде"

"Торжествуют". Сейчас рядом с медресе Шер-Дор народу столько же. А вот насаженных на колья человеческих голов — нет. И хорошо. 🙂

"Мавзолей Шах-и-Зинда".

"Мавзолей Гур-Эмир". Эту картину я уже приводил в заметке про Самарканд. В тот момент мне и пришла в голову идея написать обо всей Туркестанской серии картин.

Это здание начали реставрировать не так давно. И оно во время моего посещения Самарканда выглядело примерно так же, как его видел великий русский художник во второй половине 19-го века.

 Комментируй


  •  2 комментария

    * (Обязательно.)
    * (Обязательно. Не отображается на сайте.)
    * (Вводить цифры. Вопрос спамозащиты.)

Евгений 21.02.2012 10:28
  Я так думаю, на картине с птицей вообще изображен не сокол, а ястреб-перепелятник, поэтому он такой большой. Правда, он мог и в этом случае несколько быть меньше, хотя и не на много.
 
Ксения 31.01.2011 20:02
  На первой и четвертой картинах снизу - если бы не нарисованные люди, я бы подумала, что это фотографии
 

Предыдущая  заметка Следующая  заметка  

 Похожие записи