Вы не зарегистрированы. Войти или прочитать Правила участия | Подписаться |
Наверное все помнят советский анекдот, который заканчивается фразой: "Когда у меня плохое настроение, я езжу на белой машине с красной полоской. Когда у меня хорошее настроение, я езжу на желтой машине с синей полоской. А за границей я тоже был… На танке!". И ведь действительно для многих советских людей единственная возможность побывать за границей — это служба в рядах Советской Армии. И страны пребывания — это скорее всего Восточная Европа — страны Варшавского договора. Не исключением была и царская Россия. Военные походы российской армии — это зачастую единственная возможность для многих людей увидеть другие страны. Может быть не в том ракурсе, в котором хотелось бы, но всё-таки. О ком хотелось бы рассказать после такого вступления? О великом русском художнике и путешественнике Василие Васильевиче Верещагине. Везде написано, что этот живописец — величайший русский художник-баталист. Но при этом забывают, что он кроме всего прочего еще и один из серьезных путешественников и запечатлел на своих холстах не только битвы, но и простых людей, памятники архитектуры, мирные пейзажи. По этим картинам мы теперь можем судить о жизни разных стран в 19-м веке. В середине 19-го века Василий Верещагин участвовал в походе российских войск под руководством Кауфмана в Среднюю Азию. Так появилась его знаменитая Туркестанская серия картин, основная масса которых в данный момент находится в коллекции Третьяковской галереи в Москве. Нынче в интернете очень много обзоров путешествий с шикарными фотографиями. Но вторая половина 19-го века была лишена интернета, самолетов, массовых путешествий, да и фотография была редкостью. Поэтому такие художники-путешественники, как Верещагин, были теми немногими, кто мог показать людям другие страны. Причем в данном случае именно с фотографическим качеством. В этой серии множество картин, представляющих именно батальные и военные темы. Эти холсты в основном выделены в отдельную подсерию "Варвары". Самая знаменитая из них — "Апофеоз войны" С этой картиной мы все познакомились еще в школе — она была в учебнике по русскому языку. И я всегда считал ее не натурной, а больше придуманной. Пока в Третьяковке не увидел другую картину Верещагина — "Представляют трофеи", на которой бухарской знати принесли кучу отрубленных голов. Эта работа явно рисовалась на основе реально увиденного художником действия. Тогда то я и подумал, что "Апофеоз войны" мог быть написан и с натуры. Но тематике нашего сайта больше соответствуют мирные пейзажи. Такие горные виды можно найти и сейчас. Да и техника рисования не выглядит такой уж классической — вполне современная живопись. Вот, например, "Кочевники на дороге в горах Алатау". Такой вид и таких персонажей и сейчас можно найти в горах Киргизии и Казахстана. А вот такую цветную украшенную юрту уже вряд ли увидишь на простом летнем кочевье — джайляу. Юрты стали проще и невзрачнее. А на картине "Киргизия. Юрты на берегу реки Чу" И такое киргизское кочевье уже наверное не увидишь. "Кочевка киргизов". И уж тем более не увидишь вот такого колоритного персонажа — киргизского воина. Нельзя забывать, что в те времена никто не делил киргизов и казахов на два разных народа. Поэтому это вполне может быть и казахский воин. "Богатый киргизский охотник с соколом". Мне кажется, что сокол намного меньше, чем птица на картине. А расцветка у птицы именно соколиная. Казахстан и Киргизия единственные страны в мире, где как ловчие птицы до сих пор используются беркуты. С другой стороны птица меньше, чем беркут — ведь беркута можно использовать при охоте на лис и даже волков. В общем нестыковка какая-то. Единственным объяснением этого несоответствия я вижу то, что многие картины этой серии Верещагин рисовал по памяти, уже проживая в Мюнхене. Видимо тут то и кроется причина небольшого несоответствия размеров птицы. Рисовал сокола, но помнил, что птица была больше. Кроме киргизов в этой серии представлены и представители других народов. Вот буддисты — калмыки. "Калмыцкий лама". Всегда думал, что они тюркоязычные. А оказалось, что они монголоязычные — потомки ойратов и этнические родственники джунгар. "Калмыцкая молельня" Не обошел вниманием художник и других встреченных им людей. Вот "Китаец". Вот "Афганец" Вот соотечественник и сослуживец художника — "Туркестанский солдат в зимней форме" А вот вражеский военнослужащий — "Бухарский солдат (Сарбаз)". Побывал Верещагин и на территории современного Китая. В городе Чугучаке, который сейчас находится в Синьцзян-Уйгурском Автономном округе Китая. В то время он серьезно пострадал от дунганско-уйгурского восстания против власти Китая. "Садовая калитка в Чугучаке" "Развалины в Чугучаке" Запечатлел художник присутствие китайцев и в современной Алматинской области в Уйгурском районе. "Развалины китайской кумирни. Ак Кент" Но больше всего картин Василия Верещагина в этой серии об Узбекистане. "Верблюд во дворе караван-сарая" Верблюдов можно увидеть и сейчас, подчас даже более живописных. А вот люди той эпохи и в тех костюмах — этого мы уже в реальной жизни не увидим. "Уличный музыкант (человек с дутарой)" "Узбекская женщина в Ташкенте". Такую женщину сейчас можно запросто встретить в Каире, но никак не в Ташкенте. А вот такого персонажа не встретишь теперь даже в арабских странах. "Евнух у дверей гарема" Суфийские бродячие монахи — дервиши — теперь персонажи турецких шоу на курортах. В реальной жизни их тоже встретишь вряд ли. "Дервиши в праздничных одеждах" И уж точно нигде мы не увидим таких гвардейцев в полном боевом облачении "Двери хана Тамерлана" И еще художник сумел подробно запечатлеть тогдашний облик Самарканда. Конечно город с тех пор сильно изменился. И в лучшую сторону. Причем даже исторические памятники изображенные на картинах после современной реставрации выглядят гораздо лучше. Сравнить представленные ниже картины с современными видами можно в заметке "Голубые купола Самарканда". "Главная улица в Самарканде" "Торжествуют". Сейчас рядом с медресе Шер-Дор народу столько же. А вот насаженных на колья человеческих голов — нет. И хорошо. 🙂 "Мавзолей Шах-и-Зинда". "Мавзолей Гур-Эмир". Эту картину я уже приводил в заметке про Самарканд. В тот момент мне и пришла в голову идея написать обо всей Туркестанской серии картин. Это здание начали реставрировать не так давно. И оно во время моего посещения Самарканда выглядело примерно так же, как его видел великий русский художник во второй половине 19-го века.
Похожие записи |
@ 2010 Артем Садовский |
Комментируй