Вы не зарегистрированы. Войти или прочитать Правила участия | Подписаться |
Когда заходит разговор о Веймаре, мы вспоминаем о Веймарской республике, о культурной столице Германии и , к сожалению, о Бухенвальде. Вот тот набор знаний о городе Гете и Шиллера. Захотелось посмотреть чем же, собственно, привлекал этот город поэтов, писателей, композиторов, философов. Здесь в разное время жили композиторы Бах, Лист, Рихард Штраус, филосов Ницше. С 946 по 1364 год Веймар был центром графства Веймар-Орламюнде, затем герцогства Саксен-Веймар. В 1919 году здесь была принята новая конституция страны и город стал столицей Веймарской республики, в 1920 — вошел в состав земли Тюрингия и продолжал быть столицей до 1946 года, когда статус главного города Тюрингии получил Эрфурт. Но столицей культуры и просвещения так и остался.
Это вокзал, на который мы прибыли уже во второй половине дня, а если быть точными — 20 минут четвертого.
И сразу в глаза бросилось это нарядное здание с яркой позолотой, работы по обновлению фасадов еще продолжались. Но блеск только что вызолоченных рельефов как-то поднимал настроение в этот пасмурный день.
Долго не думая, мы отправились по улице Карл-Август аллее, идущей от вокзала к историческому центру. Улица зеленая, застроенная такими небольшими красивыми особняками.
Или такими большими и очень красивыми…
Дошли до скверика (теперь узнала, что этот скверик называется Бухенвальдплатц), купили в кафе мороженое и на скамеечке решили посидеть. На другой стороне улицы находился памятник, пока ели мороженое, думала о нем:"Точно, коммунистический лидер, уж очень однотипно их изображают…" И этот памятник Эрнсту Тельману — председателю ЦК компартии Германии с 1924 года, депутату рейхстага с 1925 по 1933 год. Как самый ярый оппонент Гитлера в марте 1933 года был арестован и содержался в одиночном заключении. В 1944 году переведен в Бухенвальд и расстрелян. Но имя его сохранилось на картах разных стран, даже у нас в Казахстане на берегу Ишима близ Атбасара есть поселок им. Тельмана.
"Gauforum" — архитектурное наследие эпохи национал-социализма. Начал строиться в 1937 году, до конца войны были построены 3 здания из 5 задуманных.
Задумано с помпой: огромные здания, огромная площадь, широкие улицы.
В настоящее время в этой башне расположился музей строительства этого комплекса. Остальные здания заняты торговым центром "Веймар Атриум" и городской администрацией.
Маленькие велосипедисты переходят дорогу по всем правилам.
Недалеко городской музей.
Ну и то, мимо чего я спокойно пройти не могу — товары цветочного магазина. Тут тоже смешение стилей: и перцы чили, и совсем лесная толокнянка…
какие-то экзотические цветы,
и морозостойкая трава «Hameln», выведенная в 1964 году, правда, очень похожая на ту, что у нас в изобилии растет на даче и совершенно неистребима.
и традиционный вереск,
И эти красивые "каменные розы", таких у нас еще не видела, а те которые высаживала почему-то у меня замерзли зимой.
Водоразборная колонка — своеобразное произведение искусства.
Не знаю, для чего было построено это здание, но сейчас здесь расположился фитнес клуб.
Напротив, еще более древнее сооружение "Kasseturm" — одна из башен бывших городских укреплений Веймара. Построена окло 1500 года и первоначально была 2-х этажной. Теперь здесь студенческий клуб.
Еще один фонтанчик с питьевой водой.
А вот и Театральная площадь, как и положено, с театральным кафе.
Немецкий национальный театр, основан в 1791 году как Придворный театр, первым директором которого стал Гете, музыкальными руководителями в разные годы были Ф.Лист и Р.Штраус.
Памятник Гете и Шиллеру, установленный в 1856 году. Автор Эрнст Ритшель. Чтобы подчеркнуть равнозначность поэтов для немецкой культуры, скульптор сделал их одного роста, хотя в жизни Шиллер был почти на голову выше Гете. Приходится иногда жертвовать истиной, чтобы донести свою мысль до сознания народа.
Но восхождение Веймара к вершинам просвещения началось не с Гете и Шиллера, а скорее с Анны Амалии Брауншвейг-Вольфенбюттельской, которая стала в 1756 году супругой герцога Эрнста Августа II Саксен-Веймар-Эйзенахского. Слабый здоровьем с детства, герцог через два года скончался, оставив Анну Амалию вдовой с двумя наследниками — Карлом Августом и Фридрихом Фердинандом Константином. Став регентом, она наилучшим образом справилась со своей задачей. Для воспитания своих сыновей она пригласила поэта Кристофа Мартина Виланда. Его сказочная поэма "Оберон", его переводы Шекспира, Горация, Цицерона сыграли заметную роль в истории немецкой культуры. Анна Амалия в течение 16 лет управляла политически незначительным и бедным герцогством, сумев сделать из Веймара культурную столицу. После того, как в 1775 году бразды правления перешли к ее сыну Карлу Августу, герцогиня продолжала поддерживать культурный статус города. Много сил она вложила в создание библиотеки, которая теперь носит ее имя. Напротив театра, на юго-восточной стороне площади расположен Виттумс Палас («Wittumspalais»), построенный в 1767 году и купленный в 1774 году вдовствующей герцогиней Анной Амалией в качестве резиденции. Теперь в этом доме музей Кристофа Мартина Виланда.
Бронзовая скульптура называется "Эксцентричный танец", автор Бит Дебус. Видимо, я все-таки не тот ракурс выбрала, надо было снимать со стороны таблички, но подумалось, что произведение не может стоять боком к фасаду…
И еще один музей напротив театра — музей современного искусства. Я уже упоминала про это течение в архитектуре, когда писала о Штадтхалле в Магдебурге, и Ксюша рассказывала о высшей школе дизайнеров в Дессау. Так вот, оказывается, этот стиль возник в Веймаре в результате объединения Саксонско-Веймарской Высшей школы изобразительных искусств и основанной бельгийцем Анри Ван де Вельде Саксонско-Веймарской школы прикладного искусства. Своим девизом молодые архитекторы выбрали слоган «Искусство и технологии». Технологичная архитектура Баухауза чем-то не понравилась нацистам и школу разогнали. Представители этого архитектурного стиля вынуждены были разъехаться по всему миру. Видимо, поэтому и мы сейчас живем (в большинстве своем) в безликих многоэтажных параллелепипедах, но зато технологично построенных, и в отдельных квартирах. По сути, человеку, живущему внутри своего маленького мира, все равно украшен ли его дом снаружи амурами и кареатидами, главное, чтобы было светло и тепло.
Дальше мы попали на бульвар "Эспланада", который появился в 18 веке при разборе городских укреплений, на месте слободы ремесленников.
Теперь эта торговая пешеходная улица носит имя Шиллера. Дома на этой улице, в основном, построены во второй половине 19 века
Некоторые из них несколько эклектичны.
Этот фонтан является копией Нюрнбергского фонтана «Gänsemannchenbrunnen»(«Мужичок с гусями») и установлен здесь в1864 году.
Как раз напротив фонтана — дом-музей поэта «золотого века» Шиллера. Это самое старое здание на улице. Построен он в 1777 году, Шиллер приобрел его в 1802 году и прожил здесь с семьей до своей смерти. Умер он 1805 году в возрасте 45 лет.
Так дом выглядит со двора. Время было вечернее, музей уже не работал. Да и подлинных вещей поэта внутри не осталось.
Отсюда мы направились на площадь Фрауенплан, где раположен дом-музей самого известного жителя города — Иоганна Вольфганга фон Гёте. Родился он во Франкфурте-на-Майне, учился в Лейпциге, а в 1775 году, уже будучи признанным писателем, поселился в Веймаре и прожил здесь 57 лет. В то время Веймар представлял собой , как писал Гёте, «какое-то недоразумение, а не город: не то деревня, не то резиденция». А мы вот попали на стройку. Так и не поняли, что же все-таки ремонтировали? Но нормально даже сфотографировать дом не смогли.
В этом желтом доме с крыльцом, Гете прожил последние 50 лет своей жизни. После его смерти в 1832 году дом стал национальной святыней. Здесь сохранили все, как было при Гете. В годы жизни в Веймаре Гете постоянно менял сферы своей деятельности: одно время был министром и проявил себя, как весьма ответственный администратор, занимался садоводством, руководил театром, библиотекой, искал серебро в окрестных горах. Карл Август платил Гёте жалованье и предоставлял заниматься тем, чем тот пожелает. Видимо, это и было основным фактором, удерживающим поэта в Веймаре, да еще идиллическая природа долины Ильма. Правда, там, где Гете наблюдал как "Горные вершины спят во тьме ночной…" теперь музей концентрационного лагеря Бухенвальд, короче, Jedem das Seine (Каждому свое).
Вторая половина площади отделена от стройки перголой, плотно увитой виноградом, в тени которой уютно расположились столики соседнего кафе и скамейки для отдыха.
А еще посредине площадки вальяжно расположился этакий африканский "Гулливер", наполовину зарытый в песок. Я решила, что это произведение современного искусства с намеком на немецкую толерантность.
Наша прогулка по городу продолжилась. Это памятник Кристофу Мартину Виланду — поэту и переводчику.
Несколько снимков для общего впечатления о Веймаре.
Гимназия, носящая имя Гете.
Разноцветье осени.
А направлялись мы, собственно, вот на это историческое кладбище.
Здесь расположена усыпальница герцогов Саксен-Веймарских.
Честно признаться, меня никогда особо не привлекали прогулки по кладбищам, а бродить в склепе среди гробов неизвестных мне людей, хоть и герцогов, вообще малоприятное мероприятие.
Одно греет душу, почтили память всемирно известных классиков.
И еще открыли для себя эту очень красивую церковь, где в крипте похоронена Великая княжна Мария Павловна Романова (1786—1859), дочь императора Павла I, супруга великого герцога Карла Фридриха Саксен-Веймар-Эйзенахского. Ее брак состоялся по православному чину в Зимнем дворце, в Петербурге. В брачном союзе с герцогом-лютеранином Мария Павловна сохранила православие. Эта удивительная женщина стала одним из символов Веймара, наравне с его великими мыслителями.
После смерти Мария Павловна завещала похоронить ее в русской земле, что и было выполнено. На место, рядом с усыпальницей, было привезено достаточное количество земли из России и на ней возведен храм Марии Магдалены, в котором поместили саркофаг великой герцогини. Таким образом, супруги покоятся рядом, но каждый на своей земле. Во время посещения в храме проводилась служба на старославянском языке, входить не стали, чтобы не мешать. Прихожан, правда, было всего трое.
Дальше краешком глаза взглянули на ландшафтный парк, расположившийся вдоль реки Ильм, к устройству которого приложил руку Гете.
А вот среди череды немецких классиков нашлось место и для русского поэта.
Здание Зеленого замка было построено в 1560 году для брата правящего тогда герцога, в 1760 году его выкупила Анна Амалия для своей библиотеки. В настоящее время это одно из самых больших книгохранилищ в Германии.
Вышли мы на площадь Демократии. Она сплошь окружена замками и резиденциями веймарских монархов. Этот "Княжеский дом" 30 лет занимала семья герцога после пожара, случившегося в 1774 году в резиденции. Теперь здесь Музыкальная академия или консерватория.
Напротив нее памятник Карлу Августу. Видимо, я уже совсем устала, чуть не сделала из герцога "Всадника без головы", но лучше фото не нашла и у Ксюши.
Городской дворец или резиденция веймарских герцогов, тот, что слева, появился на этом месте в 15 веке, сменив предыдущий замок. Но в 1918 году его владельцы вынуждены были отказаться и от престола и от замка (ну я об этом уже писала — Веймарская республика, конституция и т.д.). Теперь здесь расположилась художественная галерея.
Вход в старую часть замка.
Новые корпуса дворца образуют замкнутое каре с огромным внутренним двором.
Позади дворцовых зданий расположился манеж и конюшни. С 1939 по 1945 годы в этом здании находилось гестапо.
Уже заметно темнело, пора было возвращаться, но пройти мимо главной городской церкви Петра и Павла и не запечатлеть никак нельзя. Возникла она вместе городом, алтарь для нее создавал живописец Лукас Кранах-старший, его работу закончил его сын. Здесь похоронены некоторые члены герцогской фамилии, а также Йоханн Готтфрид Гердер — фолософ, теолог, друг Гёте, который долгое время проповедовал тут.
У церкви стоит памятник Гердеру и площадь носит его имя.
Ну вот, пожалуй, и конец нашей прогулки по Веймару. Правда по дороге еще сняла один примечательный домик, похоже кафе или ресторанчик, но очень колоритный.
Последний взгляд от вокзала на улицу Карла Августа, с которой началось наше путешествие.
Похожие записи |
@ 2010 Артем Садовский |
Комментируй