Вы не зарегистрированы. Войти или прочитать Правила участия | Подписаться |
Я вообще-то не очень большой любитель техники, поэтому не так уж стремилась в Технический музей, но судьбе было угодно чтобы эта экскурсия состоялась. Погода была довольно отвратная, холодно и на улице и дома, периодически начинался дождь и постоянно дул сильный ветер. Чтобы время не проходило даром, пришлось идти и знакомиться с историей промышленности в Магдебурге и исторической техникой. Музей был открыт в 1993 году в здании бывшего завода тяжелого машиностроения им. Эрнста Тельмана. Так написано а Википедии, но войдя в здание музея и увидев бюст Германа Грузона, сразу стало понятно, что еще задолго до образования ГДР здесь было литейное производство этого талантливого инженера и изобретателя, родившегося в Магдебурге. Я уже писала о Грузоне в связи с его увлечением ботаникой и созданием оранжереи, а теперь посмотрим на его инженерный гений.
Если снаружи это здание можно принять за музей, то войдя во внутрь сразу теряешься.
Я почему-то вспомнила строчки из стихотворения Джанни Родари "Чем пахнут ремесла?" Вся площадь здания в 2000 кв.м заставлена разнообразной техникой и, на первый взгляд, абсолютно бессистемно. Некоторые экспонаты даже висели под потолком. А над всем этим царил густой, многолетней выдержки запах машинного масла. Как-то в моей голове это плохо сочеталось со словом "музей". Правда, я была только в одном Политехническом музее, в Москве, и там все по разделам, по отдельным залам: радио, телевидение, фото, телефоны и т.д. А тут… Например, прямо у входа стоит такой вот странный автомат, как я поняла, весы для бани, которые выдают карточки на кусочке картона с вашим весом.
Вот эта карточка, размером в старый трамвайный билет. Причем, вес измеряется почему-то в полукилограммах. Зато мы получили своеобразный сувенир от музея.
А рядом с этим автоматом расположился огромный паровой молот, выпущенный в 1891 году и проработавший в кузнечном цеху SKET (Комбинат тяжелого машиностроения Эрнста Тельмана) до 1989 года. Этот агрегат, ласково прозванный "ласточкой" ( масса падающего веса — 35 тонн) использовался для обработки больших поковок. В 1991 г. был назван национальным памятником.
Сразу за этим "мемориальным" молотом расположилось разное кузнечное оборудование. Эти клещи, лежащие на полу, таких огромных размеров, что тудно представить, богатырей, которые играючи таскали ими железяки из огня. Не догадалась поставить кого-нибудь для масштаба, но можно прикинуть по размеру брусчатки, она примерно 10 см.
Насколько я понимаю, это горн и меха для раздувания огня, чтобы прокалить металл для ковки.
Этот "монстр" оказался высокоточным фрезеровочным станком производства "J.E.REINECKER AG, CHEMNITZ". Компания, основанная Джулиусом Эдуардом Райнекером до Второй мировой войны была крупнешим производителем станков для шлифования и фрезерования в Европе. Но во время воздушного налета 2 марта 1945 года завод был почти полностью разрушен, а в 1946-1949 годах демонтирован. Видимо, этот станок сохранился с тех пор.
Честно говоря, я бродила среди этого обилия старой техники не понимая ничего, пока не наткнулась на огромную диораму, запечатлевшую помещение Технического музея времен Грузона, т.е. 1871 года, когда его только построили.
Здесь отливались из особо прочной брони 120-ти тонные части танковых башен и бронебойные снаряды, которые использовались на полях сражений как в Первую, так и во Вторую мировую войны.
С этого момента, я как-то прониклась идеей музея, более внимательно стала присматриваться к экспонатам, собранным и, зачастую, восстановленным из металлического хлама энтузиастами. Мне показалось, что этот музей держится именно на энтузиазме какой-то небольшой кучки людей. Во всяком случае, в этот день в этом огромном помещении всем распоряжался один человек. Он нас встречал, продал билеты, мог рассказать о каждом экспонате. Жаль, что мы не понимали по-немецки, потому что другие посетители слушали его с интересом. В общем-то, разглядывая это "железо", начинаешь понимать насколько быстро летит время, какими смешными и излишне громоздкими кажутся гениальные изобретения прошлого. Вот, например, одна из модификаций парового двигателя Джеймса Уатта — Balancier-Dampfmaschine, произведена в 1847 году на заводе "Schottler&Co", в Магдебурге, район Суденбург . Мне казалось, что все гораздо проще, а тут "наворочено"…
Самая большая часть экспозиции — это средства передвижения, то есть транспортные средства. Практически вся середина зала заставлена ими. Здесь мотоциклы…
Мопеды
Даже такие вот, навороченные…
Велосипеды, от первых, выпущенных на первом заводе по производству двухколесных транспортных средств в Париже в 1864 году.
не забыли и о детских великах.
И о самодельных самокатах. Наши дети тоже увлекались самокатостроением в 50-60 годах. Колеса, правда, делали из подшипников. Грохоту было…
Есть и более комфортабельные средства передвижения — легковые автомобили. Этот с эмблемой "AWZ" выпускался на автомобильном заводе в Цвиккау с 1955 по 1959 годы, приемник довоенной модели "DKW F-8", объем цилиндра 690 куб.см, мощность 22 л.с., максимальная скорость 90км/час. Кстати, это первый автомобиль (во всяком случае, так написано в информационной справке рядом с экспонатом) с пластмассовым корпусом, до этого делали деревянные.
В 1957 году объем двигателя уменьшили до 500 куб.см и в 1959 году эту модель переименовали в "Трабант". Представленный здесь экспонат доставлен в 1993 году из Кведлинбурга, восстановлен, можно сказать, из металлолома.
"IFA" — это не марка машины, так называлось объединение производителей транспортных средств в ГДР. А какие марки автомобилей выпускались под этой аббревиатурой я искать не стала, все равно не разбираюсь.
Есть экземпляры поновей — эта машинка 1980 года выпуска.
Этот грузовичок напоминает нашу полуторку, может, конечно, я и ошибаюсь…
Эти транспортные средства некогда служили в Магдебурге для тушения пожаров.
Это вовсе не транспортное средство, а мобильная циркулярная пила.
Транспорт в музее представлен, конечно, не такой презентабельный как в музее "Мерседес-Бенц", но задачи и средства этого заведения не сравнить с оным. Здесь собрана техника и предметы быта, которые производились или использовались в земле Саксония-Анхальт, а также макеты технических сооружений, являющихся гордостью местных жителей. Например, макет шлюза знаменитого Магдебургского водного моста.
Или вот такая современная продукция магдебургских заводов. Малопонятная, но, очевидно, очень нужная для газопроводов.
Не знаю в каких годах появилось это чудо садовой механизации, но пользоваться ей было, наверное, страшновато, очень уж впечатляющие зубья…
По всей видимости, это гладильный аппарат. Помниться, что-то подобное стояло на наших первых алматинских стиральных машинках для отжима белья.
Это явно магдебургское "художественное" литье.
Как-то здесь все расставлено слишком близко — вполне бытовая техника соседствует с масштабными проектами и старинное с современным. Наверное, надо было воспользоваться предложенными услугами того, единственного человека, который всем заведовал, но, судя по тому, как долго он рассказывал о чем-то Алексу, когда он его спросил, мы бы никогда не выбрались из музея. Его рассказ, потом Ксюшин перевод — это слишком… Продолжу рассказывать так, как снимала экспонаты. Итак, летательные аппараты. Модель одного из самых известных самолетов фирмы Юнкерс, заводы которой находились в городе Дессау(во всяком случае до того как их разбомбили британские бомбардировщики в 1945 году, они там были) — Ju 52 по прозвищу «Tante Ju» (тетушка Ю). Выпускался с 1932 по 1945 г.г., вначале как пассажирский — 17 человек, во время войны — военно-транспортный, использовался и как бомбардировщик, например при бомбардировке Герники.
Это первый в Германии самолет способный летать, сконструированный Хансом Граде, инженером, который основал в Магдебурге Grade-Motoren-Werke GmbH. 18 февраля 1912 года пилот Герман Пенц осуществил первую доставку почты самолётом Ганса Граде из Борка в Брюк, что-то около 60 км.
В этих витринах представлена фотографическая техника. Есть даже советская.
Во всяком случае, я нашла свою любимую "Смену", которая служила мне много лет верой и правдой, я даже для своего дипломного проекта снимала фотографии ею. Правда, моя была попроще, это все-таки экспортный вариант.
В 1863 году в Магдебурге была основана фирма по производству швейных машин "Mundlos&Schulz". Основали ее Фридрих Генрих Мандлос и Герман Шульц. Сначала в основу производства легли модели "Сингер", к 1880 году компания выпускала 40000 машин в год, вводя новые модели. После Второй мировой войны оборудование вывезено в качестве военных репараций, но впоследствии производство было восстановлено и продолжалось до 1962 года.
Есть еще и вязальные машины.
Далее перейдем к вычислительной технике. Это, правда, еще не техника, а инструмент, с помощью которого инженеры в недалеком прошлом производили расчеты. С грехом пополам вспомнили как умножать и делить на логарифмической линейке, а ведь пользовались раньше…
Это тоже вариант логарифмической линейки, но представления не имею как она работает.
Зато этот инструмент по прозвищу "Железный Феликс" был очень даже востребован, особенно в поле, когда составлялись наряды или сметы.
А так выглядели первые калькуляторы.
Или еще более навороченные…
Но их эпоха очень быстро кончилась, появились карманные калькуляторы и компьютеры и эти "монстры" попали на свалку, а здесь вот напомнили о начале моей рабочей карьеры. А это печатающее устройство оживляет еще более старые воспоминания. На такой машинке я училась печатать. Был у нас в школе в старших классах такой предмет "Профориентация" и выпускали нас из школы со специальностью секретарь-машинистка, делопроизводитель. Не могу сказать, что мне этот опыт не пригодился, но работы добавил. Да и компьютер я начала осваивать именно с текстовых редакторов.
Здесь в музее печатные машинки пользуются большим спросом, особенно, у молодого поколения.
А это совсем уж эксклюзив — пишущая машинка изготовленная Allgemeine Electrizitats Gesellschaft (AEG) в Берлине в 1901 году, выпускалась в различных моделях до 1930 г. Как сообщается, скорость печатания до 300 символов в минуту, конечно это еще зависит от способностей человека. Например, мой максимальный показатель — 160 символов в минуту на экзамене по машинописи в школе, потом, правда, больше не проверяла…
В 2011 году в Мумбаи был закрыт последний завод, выпускавший пишущие машинки, так что теперь это вдвойне раритет, вряд ли производство когда-нибудь возобновится. Теперь о более серьезной печатной технике. Самым старым представителем здесь является ручной печатный пресс "Колумбия". Этот металлический аналог деревянного изобретения Гуттенберга сделан в 1835 году на литейном производстве Зорге в Брауншвейге. Печать осуществлялась выпуклым свинцовым шрифтом.
У меня сложилось впечатление, что сюда перекочевало все старое оборудование типографии: наборные доски для ручной вёрстки,
клише,
даже старый линотип — строкоотливной наборный аппарат, который изобретен в 1884 и использовался в типографиях вплоть до появления технологии фотонабора и компьютерной вёрстки.
В этой витрине образцы новейших технологий — модели выполненные прямо в музее на 3-D принтере.
При виде этих верстаков прямо-таки впала в детство. Школьная столярная мастерская, 5-тый класс, 1964 год, такие же обшарпанные верстаки, рубанки, долотья, сверла и пилы. Предмет этот в школе назывался "Труд". Нас учили строгать, пилить, сверлить, чтобы в результате получилась ножка для деревянного табурета миллиметр в миллиметр по заданным размерам.
До сих пор помню название этих пил: "двуручная" — для бревен, "лучковая" — для продольного пиления древесины, вот только самой распространенной у нас "ножовки" здесь нет. Знания может и не нужные в моей жизни, но на даче деревья могу пилить.
Далее — замки, ключи, сейфы, в общем, перевезли сюда некоторое банковское оборудование из магдебургского городского сберегательного банка на улице Мюнцштрассе.
Само здание банка было построено в 1897 году, банковские ячейки, видимо, того же возраста.
Здесь можно попробовать себя в качестве взломщика
Казалось бы, не так и сложен этот замок, но Ксюше вскрыть не удалось.
Дальше мы вышли во двор рассматривать то, что не вместилось в заводское здание. Эта вывеска на стене напоминает о сотрудничестве Германа Грузона с Альфредом Круппом
Dampfspeicher-Lokomotive — думаю, что по-русски это будет "паровоз".
А это тепловоз, похож на наши маневровые тепловозики.
Так можно почувствовать себя машинистом.
Эти производимые в ГДР грузовички экспортировались в СССР, особенно, использовались для сельхозработ.
Здесь же нашлось и местечко для опального коммунистического вождя — Эрнста Тельмана. В табличке рядом с памятником поясняется, что перемещение скульптуры работы Герхарда Роммеля, которая стояла перед главным зданием SKET(Schwermaschinenbau Kombinat Ernst Thälmann- комбинат тяжелого машиностроения имени Эрнста Тельмана) вызвано созданием на этом месте "SKET Indastriepark GmbH" .
Собственно, вышли мы во двор погреться, когда выглянуло солнышко, но оно хоть и майское, почему-то не грело. Поэтому, побродив немного среди старой спецтехники,
комбайнов…
Так и не додумавшись для чего же мог быть использован этот фургон, решили вернуться в здание, там хоть ветра нет.
На память об экскурсии купили целый пакет пластмассовых "солдатиков" внуку и магнитик на холодильник из той витрины, где выставлены изделия выполненные на 3-D принтере, а также получили эксклюзивный сувенир от музея, сделанный прям у нас на глазах.
В общем, экскурсия получилась немного познавательной, немного ностальгической и довольно интересной. особенно мне понравились тщательно выполненные макеты различных сооружений. Правда если бы не дети, которые бегали и нажимали все кнопки подряд, я бы не додумалась, что это все еще и работает.
Глядя на видео, проникаешься уважением к создателям музея. Насколько детально все воспроизведено. Там, где Ксюша сказала "тетка кормит гусей", если присмотреться, из мизерной колонки бежит вода. А еще возникает крамольная мысль, что раньше жить и работать было проще. Вот инженер рассчитал на листочке сколько лошадиных сил нужно для водопровода в Магдебурге, и его построили. Теперь же делают проект, изыскания, расчеты, все в 5 экземплярах в бумажном варианте, кроме того, теперь и на электронном носителе информацию требует экспертиза и заказчик. В общем, все так сложно… Все-таки интересно иногда возвращаться в прошлое и оценивать жизнь по другому.
Похожие записи |
@ 2010 Артем Садовский |
Комментируй