Вы не зарегистрированы. Войти или прочитать Правила участия | Подписаться |
25 ноября 2016 года не стало лидера кубинской революции и значимой фигуры в мировой политике второй половины XX века — Фиделя Кастро Рус. По этому скорбному поводу решил оцифровать последний артефакт, привезенный с Кубы в 2012-м году в качестве сувенира — альбом фотографий Альберто Корда "Дневник одной революции". Все в альбоме подписано на трех языках: испанском, французском и английском. Хотя называется он только на испанском Alberto Korda. Diario de una Revolución. Но текст я конечно буду переводить с английского — текст сложный, насыщенный эпитетами и аллегориями. Да и статья достаточно большая, поэтому перевод делался медленно. Написана она тоже довольно известным человеком — Хайме Саруски. Сначала пара слов о нем, а потом уже о Корде.
Автор статьи. Хайме Саруски — писатель и журналист, родился в Гаване в 1931 году. Он опубликовал два рассказа: 'La búsqueda' (1961) ("Поиск") и 'Rebelión en la octava casa' (1967) ("Восстание в восьмом доме"). Выборки из его тематических статей были опубликованы под заголовками 'El tiempo de los desconocidos' (1977) ("Время неизвестного человека") and 'El Unicornio y otras invenciones' (1996) (Единорог и другие выдумки). Еще одна его книга 'Los fantasmas de Omaja' (1966) ("Призраки Омахи"), в которой автор исследует жизнь национальных меньшинств, которые проживают на Кубе: североамериканцев, шведов, японцев, людей с индийского субконтинента или мексиканцев с Юкотана. В свое время он так же читал лекции в университетах и учреждениях культуры в Стокгольме, Гётеборге, Сан-Франциско, Хихона, Кандаса, Торонто и других. Теперь сама статья, Korda
Хотя может показаться, что этот факт взят из какого-то романтического рассказа, но первые проблески страсти к фотографии для Альберто Корды были разбужены таким естественным чувстом, как любовь. Ему было 16 или 17 лет, когда Альберто влюбился в Иоланду, девушку из того же района Гаваны, в котором он родился в 1928 году и где они вместе жили. Он постоянно брал у своего отца камеру Kodak 35 и просил свою девушку позировать ему. Иоланда была его первой подругой и первой моделью. Они почти постоянно были вместе. Альберто фотографировал ее почти во всех интересных местах Гаваны: на Малеконе, в Боске (Ботанический сад Гаваны), в саду отеля Насиональ.Он сделал так много фотографий Иоланды, что у него появился толстенный альбом посвященный исключительно ей. Сам того не зная, он уже тогда демонстрировал склонность не просто к фотографии, а к конкретной ветви ее, которая и сделала его известным в конце пятидесятых годов — мода и модные модели. Но тем не менее, нечто большее, чем просто фотография, привлекала молодого Альберто Диаса, позже повсеместно известного как Корда. Это была огромная привлекательность самого изображения. Это единственное объяснение его увлечения коллекционировать рекламу из иллюстрированных журналов: он искал изображения, которые казались ему красивыми. Не важно чего это была реклама, автомобилей или французских духов, он все это вырезал и добавлял к своей коллекции. Несмотря на свою молодость, он был очень предприимчив в поиске работы, так как не хотел, чтобы его отец-железнодорожник и мать-домохозяйка содержали его. Без разбора он работал то исследователем рынка в мыльной компании, то помошником кассира на конфетной фабрике, то лоточником, продавая бижутерию и безделушки. Он даже поработал в лаборатории крови и в корпорации Remington Rand, занимавшейся выпуском пишущих машинок и арифмометров. Хотя в это время он постоянно испытывал финансовые трудности, именно в этот период он купил в ломбарде камеру. Тогда он постоянно носит ее в портфеле вместе с рекламными листовками и образцами сыворотки крови, фотографируя все, что вызывает в нем какие-то чувства. Однажды он сказал про то время: "Кажется, это я осветил всю социальную несправедливость в этой стране." Тогда он сфотографировал продавца лоторейных билетов, девочку примерно 4 или 5 лет, которая рассматривает бриллианты и другие драгоценности в витрине одного из самых дорогих магазинов Гаваны, мать с тремя маленькими детьми, которые спят в дверях дома на одной из главных улиц города, укрываясь газетами вместо одеял, девочку с большими, красивыми глазами, которая обнимает кусок деревяшки вместо куклы, которой у нее никогда не будет. Потом он постоянно спрашивал себя, с какой целью он это фотографировал, ведь он не был журналистом и никто не собирался покупать эти работы. Но ответ был в том, что он просто нуждался в том, чтобы запечатлеть захвативший его образ. Ряд обстоятельств и, самое главное, жгучее желание оказали мощное влияние на то, что Альберто сделал фотографию не только своей основной профессией, но и судьбой. Фотографии окружали его и осаждали его. Тогда он встретил Марио Нараньо, лучшего детского фотографа Гаваны того времени, который заметил талант молодого Альберто и пригласил его работать в своей студии, одной из первых на Кубе, которая могла выпускать фотообои. Также он встретился с Ньютоном Эстапа: тот присматривал за Кордой, когда тот учился обращаться с профессиональной фототехникой. Эту студию часто посещал Луис Пирс Вьер, во-первых бывший другом Альберто, а во-вторых ставший его партнером, когда они основали собственную студию в пятидестых. С тех пор ни его имя, ни имя Альберто Диаса больше не ассоциировалось с ними, так как они начали использовать прозвище Корда, которое взяли с фамилии венгерских кинорежиссеров братьев Золтана и Александра Корда. Альберто стал известен как просто "Корда" (это слово кстати созвучно со словом Kodak, такого известного в фотомире), в то время, как Луис, обладавший белой бородой, делавшей его невероятно сильно похожим на Хемингуэя, стал известен как "старый Корда". Их студия всего за два года приобрела известность места, где Альберто фотографирует самых прекрасных и восхитительных девушек Гаваны. Норка была одной из них. Она была невероятно привлекательной и держала себя с больщим изяществом, так что фотограф и его любимая модель в конце концов поженились. Корда использовал некоторые свои фотографии, как макеты для рекламных агентств, которые их покупали. Он был первым человеком, который начал фотографировать кубинскую моду на кубинских моделях. Его отличительной чертой было то, что он всегда использовал ествественный свет. Его фотографии печатались в еженедельном журнале, и это принесло студии финансовый успех и славу самому фотохудожнику, который уже тогда считался самым лучшим модным фотографом на острове. Корда, как и большинство кубинцев, принял участие в народном ликовании после победы революционеров над армией Батисты 1 января 1959 года. Улицы в то время были и объектом, и источником сотворения истории. Победа была эпичным событием, которое бурно и кардинально изменило жизнь всех кубинцев. Все кубинские фотографы, включая Корду, пытались запечатлеть эти события и публиковали снимки в различных изданиях и прежде всего в газете Revolución, в которой я тогда был издателем. Некоторые из наиболее важных фотографий и фотографических экспериментов фотографа были воспроизведены отдельно в технике газетной ротогравюры. Именно тогда Корда и я встретились снова, впервые за 20 лет, после того, как мы видели друг друга в 1942 году, когда мы вместе учились в начальной школе при протестантской церкви, если я правильно помню. Непосредственно с первых дней победы революции Корда стал фотографировать Фиделя Кастро в его поездках по острову, на его многочисленных встречах с разными известными людьми, например с Хемингуэем или Жаном-Полем Сартром. Так же он сопровождал Фиделя в его визитах в Венесуэлу, США, Советский Союз и другие страны. Когда он фотографировал революцию и ее лидеров: Фиделя, Че и других, которые в то время были очень молодыми и достаточно привлекательными, он использовал те же приемы, какие применял в своей работе в бизнесе моды и рекламы. И конечно он всегда использовал естественный свет, что было фундаментальной и отличительной чертой всей его карьеры. Корда признает, что в нем существует внутренняя борьба между двумя его увлечениями — социальной фотографией и модной фотографией — и отмечает, что контраст между двумя этими видами очень резкий. Его героем в тот момент был Рауль Корралес, и Корда проводил очень много времени, рассматривая его работы и надеясь сделать что-то подобное, хотя его работа в модной сфере не позволяла ему это. Два фотографа встретились в те дни революции в январе 1959 года и в настоящее время их объединяет глубокая дружба и плодотворные профессиональные связи. Революция сделала себя известной через образы, давая фотографиям историческое значение и выходя далеко за рамки обычных репортажных новостей. Кубинская фотография с тех пор никогда не будет прежней. Это было началом истории фотографии на Кубе, как неразрывно связанного с революцией жанра. Некоторые фотографии Корды и других авторов преодолели исторический барьер и стали символами, например, фото Фиделя на вершине холма в его оливково-зеленом мундире с винтовкой на плече, глядящего вдаль. Во времена кризиса эта фотография с заголовком "Comandante en Jefe: ¡Ordene!", размноженная в газетах и журналах, на плакатах и щитах, вызывала (и продолжает вызывать) исключительно мощные и разные эмоции в зрителе, в которых текущий момент и ежедневные заботы тесно переплетаются с историей. Хорошим примером такой фотографии служит и крестьянин, который во время митинга на площади Революции, взобрался на фонарный столб с такой же легкостью, как на вершину пальмы. Этот крестьянин тоже является мощным символом. Он олицетворяет собой отмену времени. Он прошлое, настоящее и будущее в одном лице, в окружении моря крестьян, таких же как он сам, он часть вихря истории. Не случайно Корда назвал это фото "El Quijote de la Farola" (Фонарный дон Кихот). Второй великий фотограф эпоса, которым была та революция, Рауль Корралес сказал без гордости или выскокмерия: "История революции может быть написана одним автором или миллионом, но ее нельзя проиллюстрировать, не обращаясь к работам Корды, Кораллеса и нескольких других фотографов, которые сами принимали участие во всех этих моментах". На вопрос было ли известно, что фотографии Фиделя или Камило Сьенфуэгоса выйдут за пределы того момента, когда их сделал Корда, и останутся в истории навсегда, фотограф отвечал откровенно, что у него не было такой надежды и в общем-то он даже не думал об этом. "Даже тогда, когда ты сделал знаменитое фото Че Гевары 5-го марта 1960 года, на траурном митинге памяти тех, кто погиб на пароходе La Coubra, который был взорван в порту Гаваны?" "Даже тогда" — он ответил — "Я не делал тогда много фотографий Че. Я сделал одну, которую потом назвал "Guerrillero Heroico" ("Героический партизан"), которой не придал особого значения. Я был в метрах 8-10 от платформы на которой стоял Фидель и изучал детали взрыва-диверсии. У меня была камера со среднефокусным объективом. Внезапно я попросил Че поднятся по лестнице на платформу. Там еще были Жан-Поль Сартр и Симона де Бовуа. Кстати и ты, Саруски, был там, переводя разговоры. Я хорошо помню все это, и всех фотографов, которые тоже там были." Когда Че поднимался по лестнице, Корда не мог его видеть с того места, где стоял. Но он заметил, что Че подходит к перилам, чтобы посмотреть на поток людей, который наполнил 23-ю улицу. Корда сделал кадр, потом еще один негатив. Не больше, потому что Че немедленно удалился. Он был у перил пол минуты, не больше, но для двух фотографий вполне достаточно. Когда Корда проявил пленку той же ночью, он понял, что это неплохой снимок Че. Когда же он опубликовал фотографии с этого события, он взял много фотографий Фиделя, который говорил речь, много фото Сартра и Симоны де Бовуа, но в ту подборку не попал ни один снимок Че. Самая главная странность этой фотографии, которая несомненно теперь является наиболее широко известной, самой узнаваемой и самой часто воспроизводимой в истории, стало то, что в тот момент на нее никто не обратил никакого внимания. Семь лет спустя, когда смерть героя в Боливии сделала его мучеником, это изображение приобрело новое значение, мистический или священный, как икона, образ, который стал объектом культа для поклонников в самых разных уголках мира. Этот образ Че впечатляет именно его строгостью и почти иконоподобным лицом. В то прохладное утро в Гаване он был одет в свой привычный оливково-зеленый френч, застегнутый на молнию под самую шею, в своем обычном черном берете с золотой звездой. Его лицо выражало раздражение, сосредоточенность и гнев. Вероятнее всего он думал о диверсантах и жертвах взрыва. Этот контекст и раздумья о смерти отражаются в напряженности и глубине его взгляда. Источник этого фото — конкретная трагедия, но последствия — это воспроизведение образа во всем мире, как образа современного святого, как мифа, как воплощения борьбы с отпечатком присущей ей трагедии. Хайди Сантамария, одна из героев революции, получила копию этой фотогрофаии Че. И вот в один прекрасный день 1967 года, когда Че со своим отрядом еще вел активные действия в боливийских лесах, в студию Корды наведался Джанджакомо Фельтринелли, широко известный итальянский издатель. И он подал Корде записку от Хайди: "Этот итальянский друг ищет фотографии Че, которого он любит. Покажи ему свои." Корде не пришлось что-то показывать, почти все фотографии Че висели на стенах в студии. Фельтринели очень понравилась фотография "Героический партизан" и он попросил сделать ему две копии. Когда на следующий день Корда принес их, Фельтринели спросил, сколько это будет стоить, но Корда ответил, что это подарок. Фельтринели вернулся в Италию и почти забыл об этих фото, но через два или три месяца Че был убит, и издатель тут же напечатал этот снимок на плакате размером метр на 70 сантиметров. Именно так этот снимок стал известен во всем мире. Говорят, что он продал миллион копий за 6 месяцев. Корда был личным фотографом Фиделя до 1968 года. Технология гелиогравюры почти осталась в прошлом, на место газет Revolución и Hoy (Сегодня) пришла газета Granma. Новая газета не публиковала фотографии в таких количествах, как Революция в первые дни. Времена менялись и журналистика, которая была так увлечена реальностью, переходила на новый, более спокойный формат. Фотография перестала быть основной целью публикаций, хотя и оставалась ее частью. Корда знал, что фотография все еще может приносить ему эмоции на сине-зеленом острове Куба. После того, как репортажная съемка перестала быть интересной, он увлекся подводной съемкой. Это было его любимым занятием. У него были специальные камеры и было обыкновение проводить так все выходные. Он даже создавал коллекцию фотографий для отдела научных исследований созданной тогда Академии Наук. В Академии Наук он оставался 12 лет. В восьмидесятых годах, верный себе, он вернулся мир моды и моделей. В истории фотографии трудно было бы найти настоклько разностороннего и исключительного фотографа, как Корда. Автор самой знаменитой фотографии всех времен и народов, не только работал в роскошном, искушающем, сверкающем мире моды среди моделей небесной красоты, но и был настолько же хорош, когда снимал мужчин, которые играли видную роль в создании истории такого бурного столетия, как наше. Он продолжал быть мастером, снимая красочный, безмолвный, чистый и счастливый подводный мир. И кульминацией его интенсивной профессиональной и личной жизни, полной терпения и мудрости, стало возвращение, которое было чем-то между воспоминаниями и новым опытом, к улыбкам и изящным позам модных моделей. Девочка с куклой из бревнышка. Куба. 1959.
Вхождение Фиделя и Камило Сьенфуэгоса в Гавану. 8 января 1959.
Знаменосцы. Гавана. 1959.
Камило на параде кавалерии. Гавана. 26 июля 1959.
Ополченки (Milicianas). Гавана. 1959.
Фидель посещает зоологический сад Нью-Йорка. 1959.
Бейсбол с Камило. 1959.
Демонстрация 1-го Мая. (Фидель, Р. Кастро, Че Гевара, А. Мартинез и Лазаро Пенья) 1963.
Героический партизан. 1960.
Фидель в горах Сьера-Маэстра. Ориенте. 1962.
Фонарный дон Кихот. Гавана. 1959.
Рыбаки Э. Хемингуэй и Фидель. Гавана. 1959.
Фидель в Сьера-Маэстра. Ориенте. 1962.
Фидель в Сьера-Маэстра. Ориенте. 1962.
Фидель в Сьера-Маэстра. Ориенте. 1962.
Фидель в Сьера-Маэстра. Ориенте. 1962.
Ополченки. 1959.
Октбярьский кризис. Гавана. 1962.
Фидель в Сьера-Маэстра. Ориенте. 1962.
Фидель посещает монумент Линкольну в Вашингтоне. 1959.
Фидель в Сьера-Маэстра. Ориенте. 1962.
В бывшей штаб-квартире. Сьера-Маэстра. 1962.
Игра в гольф с Фиделем. 1959. В прологе музыкального фильма "Буэна виста соушл клаб" Корда показывает эти фотографии продюссеру фильма Раю Кудеру. Рай спрашивает: "А кто выиграл? Фидель или Че?". Корда с улыбкой ответил: "Фидель. Он всегда выигрывал…".
Игра в гольф с Фиделем. 1959.
Игра в гольф с Фиделем. 1959.
Игра в гольф с Фиделем. 1959.
Игра в гольф с Фиделем. 1959.
Игра в гольф с Фиделем. 1959.
Обучение катанию на лыжах. Россия. 1962.
Обучение катанию на лыжах. Россия. 1962.
Прием в Москве. 1964.
Охота в России. 1962.
Охота с Никитой. Россия. 1962.
На рыбалке. 1959.
На рыбалке с Фиделем. 1959.
На рыбалке. 1959.
На рыбалке с Фиделем. 1959.
На рыбалке с Фиделем (рядом с матерью). 1959.
И небольшой раздел в альбоме, который называется "Комманданте Че — министр" Министр промышленности тестирует косилку тростника. 1962.
Министр промышленности тестирует косилку тростника. 1962.
Посещение шахт и никелевого завода в Никаро. 1961.
Завод в Никаро. Ориенте. 1961.
Президент Национального банка Кубы Че встречается с Жаном-Полем Сартром и Симоной де Бовуа.
Завод в Никаро. Ориенте. 1960.
Завод в Никаро. Ориенте. 1960.
Ремонт косилки тростника. 1962.
Комманданте Че. 1960.
Комманданте Че. 1960.
Комманданте Че. 1960.
На обложке альбома приведена краткая справка на английском и испанском Альберто Диас Гутиеррес, также известный как Альберто Корда родился в Гаване (Куба) 14 сентября 1928 года и уехал в Париж в мае 2001. Он закончил коммерческую школу и начал свою карьеру фотографа в 1956-м, когда основал вместе с Луисом А. Пирсом (Luís A. Pierce) студию "Estudios Korda", где работал модным фотографом для нескольких домов моды. C 1959-го года, его имя неразрывно связано с революционным процессом на Кубе и он является одним из самых важных авторов "Fotografía épica revolucionaria" — "Фотографического революционного эпоса". C 1959-го года, его имя неразрывно связано с революционным процессом на Кубе и он является одним из самых важных авторов "Fotografía épica revolucionaria" — "Фотографического революционного эпоса". С 1959 по 1969 годы он работал как фотограф, постоянно следующий за Фиделем Кастро, и в 1960-м году им была сделана самая знаменитая фотография Че, которая называется "Guerrillero Heroico" (Героический партизан). Эта фотография, известная во всем мире, стала символом не для одного поколения.
Похожие записи |
@ 2010 Артем Садовский |
Комментируй