Вы не зарегистрированы. Войти или прочитать Правила участия | Подписаться |
Добрался я до большого альбома "Изобразительное искусство Казахской ССР". Он выпущен в большом формате на шикарной лощеной бумаге издательством "Советский художник" в 1974 году. Кроме самих произведений, разделенных на некоторые разделы, начинается все с большой вступительной статьи на трех языках: русском, казахском и английском. Написана статья Народным художником Казахской ССР, членом-корреспондентом Академии художеств СССР, лауреатом Государственной премии Казахской ССР Тельжановым Канафием Темир-Булатовичем (или по-казахски Канапия Темир-Болатулы). Начну со статьи, но приводить я ее буду не полностью, как и не весь альбом я буду обозревать в одной заметке. В этом обзоре я буду говорить про реальные казахстанские археологические находки, которые можно отнести к искусству и которые можно увидеть в казахстанских музеях. (кстати почти о том же наша заметка "Богатство нашего народа"). Вот и статью я приведу ровно по ту пору, по которую в ней говорится о древностях.
Итак, начало вступительной статьи: Многообразно и многопланово современное изобразительное искусство казахского народа, развивающееся в век выдающихся, фантастических научных и технических открытий. Велики успехи и достижения казахского искусства, причастного к созидательному труду народа, создавшего под руководством Коммунистической партии Казахскую Советскую Социалистическую Республику — государство с мощной промышленностью, механизированным сельским хозяйством и высокой культурой. Колоссальные знания, накопленные человечеством, раскрывают нам истоки цивилизации, уходящие в глубь веков, к ее колыбели, к древней культуре и искусству, в возвышенных и поэтических образах раскрывающие высокие устремления людей к прекрасному. И как звенья единого процесса формирования народов, рас и культур, становления человека — творца и преобразователя мира, предстают перед нами исторические этапы образования казахской нации, ее культуры на обширном пространстве Евразии. История народа находит свое оригинальное воплощение в памятниках культуры, напоминающих о славном прошлом наших предков… Уникальными произведениями искусства поражает нас сакская культура, которая была распространена на территории Казахстана, Средней Азии и горного Алтая. Она свидетельствует о тесном взаимодействии культур различных этнических групп, что подтверждают и открытые в курганных захоронениях далеких предков казахов предметы из бронзы, серебра и золота, представляющие выдающуюся художественную ценность. Большое значение в подтверждении древности и высокоразвитости художественных традиций предков казахского народа имеет открытие в 1970 году в окрестностях города Иссык Алма-Атинской области захоронения человека, относящегося к V веку до н. э. При раскопках было обнаружено более четырех тысяч различных золотых украшений одежды и вооружения. Все памятники художественной культуры отражали особенности не только социально-экономического уклада жизни народа, но и его религиозных верований, обрядов, как, например, почитание культа предков, небесных светил, воды, земли. Существовал и обряд захоронения в глиняных оссуариях, напоминающих форму юрты. Интереснейшими сооружениями, дошедшими до нас через столетия, являются каменные скульптурные изваяния, встречающиеся на древнем шелковом пути, связывавшем кочевья племен и города Центральной и Средней Азии с Ближним Востоком, Европой И Китаем. Центрами культуры, науки, искусства эпохи средневековья были города Отрар, Тараз, Баласагун, Сыгнак, Сауран и многие другие. Уникальными архитектурными памятниками этого времени считаются мавзолеи Бабаджи-Хатун (X—XI вв.), Айша-Биби (XI—XII вв.), Алаша-хана (XII—XIV вв.), Джучи-хана (XIII в.), мавзолей Козы-Корпеш и Баян-Слу (VIII—X вв.) и башня Тамерлана (XIV в.). Из памятников, расположенных на юге Казахстана, выделяется своей монументальностью мавзолей Ходжи Ахмеда Яссави в городе Туркестане, состоящий из целого комплекса помещений и являющийся одним из крупнейших архитектурных памятников Средней Азии и Казахстана. Мавзолей сооружен по указу Тимура (XIV в.) в честь проповедника Яссави. Мавзолей построен из жженного кирпича и выложен снаружи и изнутри многоцветными изразцами голубого и белого цвета, украшен резной и наборной мозаикой, расписной майоликой. Огромный котел-казан, находившийся в мавзолее, представляющий большую художественную ценность, отлитый из сплава семи металлов, теперь можно увидеть в Государственном Эрмитаже. Неоценимое еще до конца не раскрытое эстетическое значение имеют архитектурные памятники Западного Казахстана — Мангышлака и Устюрта. Вот теперь картинки с небольшим описанием: Сосуд. IX-VIII вв. до н. э. Глина.
Кинжал. VI-V вв. до н. э. Бронза.
Сосуды. 1. III в. до н. э. 2. III-IV вв. до н. э. Глина.
Пластинки фигурные. V-IV вв. до н. э. Золото.
Блюда поливные. XII-XVI вв. Глина.
Чаши поливные. IX-XII вв. Глина.
Миски поливные. X-XII вв. Глина.
Изваяние женщины. VI-VIII вв. Камень.
Изваяние воина. VI-VIII вв. Камень.
Архар — горный баран. Надмогильный памятник. XIV-XV вв. Камень.
Мавзолей Айша-Биби. XI-XII вв. Фрагмент.
Мавзолей Айша-Биби. XI-XII вв. Фрагмент.
Похожие записи |
@ 2010 Артем Садовский |
Комментируй