Вы не зарегистрированы. Войти или прочитать Правила участия | Подписаться |
В городок Шёнебек мы отправились спонтанно, уже под вечер, вернее, после работы наших "гидов". Темнеет здесь позже, чем у нас в Алма-Ате, так как Магдебург расположен примерно на широте Астаны, т.е. гораздо севернее. Город небольшой, чуть более 33 тыс. жителей. Вот и все, что мне удалось узнать о городе из русскоязычного интернета. В большой советской энциклопедии — чуть побольше сведений. Известен как "город в округе Магдебург, на р. Эльба. 45 тыс. жителей (1975). Ж. д. узел, речной порт. производство тракторов, дизельмоторов, химикатов, резиновых, бетонных изделий. Близ Ш. соляной источник и курорт Зальцельмен" … Собственно об этом курорте и пойдет речь, т.к. ничего из вышеперечисленных экономгеографических факторов я не видела. Ксюша утверждает, что я все это мирно проспала. Да, видимо, с возрастом жилка исследователя уступает место "старческим грезам", и комфорт в путешествии мешает любознательности.
Там, где мы припарковались, город совершенно не похож на промышленный центр. Тихие, безлюдные улочки с красивыми особнячками, к тому же, весна — все цветет и пахнет сиренью и акацией.
Собственно, нашей целью было посмотреть вот эту старинную соляную градирню.
Сначала такие градирни строились с чисто утилитарными целями: для добычи соли выпариванием. Слово gradieren — немецкое и означает оно "сгущать соляной раствор". Такие градирни или солеварни дошли до нас с тех времен, когда добыча соли была сродни добыче золота, когда эта пищевая добавка и ценилась на вес драгоценного металла. Со временем необходимость добывать соль таким способом отпала, а сооружения остались. "Побочный эффект" этих солеварен заметили врачи. Микроклимат, возникающий вблизи соляных градирен, производит лечебное воздействие на организм человека.
Cооружение мощное, высотой до 10 м, экологичное. Каркас возводится из древесины хвойных пород, заполняется хворостом березы или терна. Минерализованная вода поднимается наверх насосами и потом медленно стекает по хворостяным фашинам, на которых осаждается, в первую очередь, плохорастворимые соли. Если верить мемориальной табличке, эта градирня строилась в два этапа в 1756-58 годах и в 1763-65 годах, а общая длина сооружения составляла 1837 м. В данный момент длина градирни 350 м.
Вот они — белые выцветы солей на хворосте.
Вода стекает к основанию. Правда, здесь она стоит лужами, и как потом ее собирают и собирают ли вообще, я так и не поняла.
Ветряк на градирне тоже дань прошлого, когда-то сила ветра обеспечивала работу насосов. Теперь работает электричество.
Время от времени хворост меняют. И вот уже заготовлен расходный материал.
Чтобы подавать минерализованный раствор на градирню был построен водопровод. А был он тоже деревянный.
Стыки решены, прямо скажем, оригинально. К тому же, если это остатки того старого водопровода, то и проблемы с коррозией от агрессивной среды тоже не было. Древесина хорошо сохранилась.
Рядом с градирней расположен вокзал — вот это небольшое, но симпатичное здание. Когда ехали в Штутгарт, то проезжали его, но не помню, чтобы останавливались. Наверное, только пригородные поезда здесь тормозят.
Это "парадный" вход со стороны вокзала, с гербами города и лечебницы.
А это немецкий парадокс — цветение сакуры, впору устраивать праздник любования цветением.
Так выглядит градирня с торца
С устройством этого своеобразного бальнеологического сооружения немного разобрались. Теперь о лечебных факторах. Минерализованная вода, стекающая по хворосту, быстро испаряется, увлажняя воздух и наполняя его микроэлементами, содержащимися в растворе. Ионизированный и влажный воздух, насыщенный солями брома, йода, калия, магния, натрия, железа и др. становится похожим на микроклимат морского побережья. Прогулки вокруг этого естественного ингалятория эффективно лечат заболевания органов дыхания, в том числе, астму, аллергические проявления, воспаление носовых пазух, эмфизему легких, нормализует давление, у здоровых людей повышают защиту иммунной системы. Специфическая атмосфера градирни распространяется на расстоянии до 500 м от нее. И еще дополняется зеленой парковой зоной.
В курортном парке в 1902 году поставлен памятный камень в честь Генриха Менцеля — бергмайстера (горного чиновника), ставшего в 1893 году директором соляных разработок Шёнебека.
Основными его заслугами перед городом стали изобретение парового барабанного сушильного аппарата для извлечения соли из раствора и расширение территории парка, умер Менцель в 1901 году.
В это здание оборудовано для физиотерапевтических процедур. Кроме традиционных методов лечения, в распоряжении местных врачей имеется бассейн с природными рассолами и грот, в котором смоделирован состав солей Мертвого моря для ингаляций.
Еще одно сооружение, относящееся к соляным разработкам — Соляная башня. Она была построена в 1776 году по образцу голландских ветряков, чтобы доставать с глубины 85 м на поверхность рассол. В 1792 году силу ветра заменил паровой двигатель. До 1998 года использовался рассол из шахты III.
Не знаю, какие функции она выполняет сейчас. Сооружение старинное и колоритное. Ну в данный момент, судя по столикам у входа, видимо, играет роль декорации.
А еще вокруг башни расположились детали и узлы устройств, некогда связанные с добычей и откачкой соляных растворов.
Все металлические детали изъедены коррозией. Вполне понятно, ведь среда, в которой им пришлось работать, весьма агрессивна.
На заре моей инженерно-геологической карьеры, пришлось делать изыскания для дороги к проектируемой бальнеологической клинике в нижней части Алма-Аты. Там была пробурена скважина на воду, а вода оказалась горькосоленой и горячей — 55 градусов. Пока разбирались, как ее использовать, руководство совхоза решило использовать этот ресурс по-своему. Они построили две небольшие теплицы, подвели к ним водопровод от горячей скважины, и таким образом решили проблему отопления. Так вот, к тому времени, как мы прибыли для бурения и отбора проб, теплицы уже не работали. Не прошло и 2-х лет, как водопровод вышел из строя по причине коррозии труб. Ну это так, к слову. Вполне возможно, что эти ржавые детали не такие уж древние.
А эти солнечные часы вполне современные.
Постепенно наступали сумерки, пора двигаться дальше, вернее, обратно.
Что скрывает внутри этот почти пряничный домик, скорее всего какая-нибудь насосная аппаратура.
На территории Solepark очень много уютных зеленых уголков как вот эта пергола.
или вот этот совсем "домашний" дворик.
Недалеко расположился и бювет с минеральной водой, только он был уже закрыт, попробовать не удалось.
Но состав сохранили на память. Думаю, понятно без перевода.
Конечно же, есть в парке и "точки общественного питания".
Фонтан, расположившийся рядом с кафе, совсем не впечатлил. Не совсем поняла задумку автора, как-то бедненько, и идея неясная и скульптуры невразумительные.
Водолечебница названа именем доктора Иоганна Вильгельма Толберга (1762-1831г.г.), который был пионером в области лечения рассолом. C 1794 г. он был врачем на прусских королевских солеварнях в бывшем Элмине, а теперь Бад Салзермен. Здесь он начал экспериментировать с рассолами на пациентах, а получив положительные результаты, предоставил их государственному министру. Основанное им "детище" — Solbad — существует до сих пор.
Выйдя из ворот, мы вроде бы очутились в городе. Судя по вывеске, это вилла "Ida" на одноименной улице.
Еще один красивый домик, кажется это гостиница.
Старинный особнячок с резными балконами
А дальше опять обширная "зеленая зона".
с таким вот оригинальным строением
и мини-прудиком напротив. Такой романтический уголок для релаксации.
Обитатели пруда уже собрались отходить ко сну.
А мы решили отметиться, что "были здесь".
Сумерки все сгущались, фотографии становились нечеткими, пора покидать этот "райский уголок", приспособленный для "ленивого" отдыха не очень больных или просто немолодых людей, которые могут себе позволить омолаживающие процедуры в соляных гротах, бассейнах с естественным рассолом, банях с солью и без, прогулки у градирни с ионизированной атмосферой и т.д. Но это лично мое мнение, правда, прежде, чем оно сформировалось, я прочитала несколько статей о соляных и климатических курортах Европы и России. Ну а Шёнебек мы посмотрели, просто, чтобы иметь представление — в мире есть и такой вот отдых. Напоследок несколько фотографий этого курортного городка.
Здесь почти как у нас — палисадник с тюльпанами, анютины глазки и слегка обшарпанные стены.
Похожие записи |
@ 2010 Артем Садовский |
Комментируй