Вы не зарегистрированы. Войти или прочитать Правила участия | Подписаться |
Дунганская мечеть — одна из немногих известных достопримечательностей этого тихого городка. Дунгане появились тут во второй половине 19-го века, как беженцы, после дунганского восстания в Восточном Туркестане (так тогда назывался Синьцзянь-Уйгурский район КНР). Уж не знаю, почему они бунтовали, какие были причины, и чем конкретно дело закончилось, но понятно, что закончилось плохо. Потому что появились дунганские беженцы, а Восточный Туркестан остается под властью Пекина и называется уйгурским. А ведь если верить Пржевальскому в его книге "Путешествие в Монголию и страну Тангутов" от дунганских набегов и нашествий в 19-м веке страдали многие народы в этой части света. Путешественники тех времен описывают дунган примерно так: "магометане, но по одежде и языку следуют китайцам". Более тюркский вид и традиции, и даже свой язык (предки дунган говорили на китайском) они приобрели уже переселившись большей частью на территорию Средней Азии. Но вернемся в Каракол. Появились тут эти беженцы почти вместе с самой закладкой города. Город был заложен, как казачий форпост в 1869-м году, а дунгане пришли сюда в 1877-м. Но мечеть начала строится, уже в начале 20-го века, когда город назывался Пржевальском.
Итак, мастер из Китая, Чжоу Сы, вместе с двадцатью помощниками три года заготавливал нужную, подходящую по всем параметрам древесину: тяньшанскую ель, тополь, карагач, орех. Вырезал и украшал балки и остальные части. А потом (правда с дополнительно нанятыми ремесленниками) за три месяца в 1910-м году, построил все здание без единого гвоздя. Здание конечно очень интересное, но надо признать, что оно сильно уступает по размерам и количеству и качеству резьбы и украшений мечети в Жаркенте (тоже в Семиречье, кстати и совсем недалеко от Каракола). И уж тем более все это сильно меньше и наивнее что ли, чем китайские храмы в Урумчи. Теперь непосредственно о храме. Ворота видно, что старые. Во всяком случае из толстых и неаккуратных досок. Нынче так уже не делают.
И ручка под старину. Простая и толстая.
На входе написаны какие-то правила и расценки, но по факту внутри никого нет. И никто ничего не собирает. Стоят урны для пожертвований и все. Все правила в основном связаны с тем, что мечеть действующая. Остальное — не сори, не ори, не хулигань — понятно и без писаных правил.
Изнутри двора ворота выглядят еще более старо и еще более по-деревенски.
Теперь о самой мечети. Четырехскатная крыша с загнутыми концами — явно китайский стиль. Три двухскатных купола наверху — непонятно. Ну и раскраска с разноцветными ромбами — вообще странно выглядит.
Отдельно стоящий деревянный минарет похож на тренировочную башню на старых пожарных станциях. Но выглядит удивительно — таких я еще никогда не видел.
Резьба и способ построения крыши — явно китайские. Выше есть ссылка на урумчинские храмы — можно открыть и сверяться — практически один в один.
Колонны, которыми обнесено здание уже не похожи на деревянные, но это наверное не важно уже. Хорошо, что вообще вся эта красота дожила до наших дней и сейчас содержится в надлежащем порядке.
Как расположены балки и конструкции — интересно наверное только специалистам.
Кстати, наличники со ставнями на окнах — это уже похоже совсем не китайское, а местное, русское, привнесение. Хотя наличники совсем простые. на некоторых частных домах в Караколе, да и остальном Семиречье — поинтереснее будут.
Внутрь заходить не стали — разуваться поленились. Сфотали из дверей — мечеть, как мечеть, если бы не крыша и резьба.
За забором стоит настоящий сруб. Чей-то частный дом. Уж не знаю, новый или старый. Срубов то у нас много. Вот только они все семиреченские — штукатуренные и белые. А этот классический — сибирский.
Ну на этом и все. Пару фотографий из-за забора, с улицы.
Похожие записи |
@ 2010 Артем Садовский |
Комментируй