Вы не зарегистрированы. Войти или прочитать Правила участия | Подписаться |
"В греческом зале, в греческом зале…" — эту фразу из монолога Аркадия Райкина помнят многие (ну из тех кто вообще помнит монологи Райкина). Но почему-то греческий зал для меня никогда не был самым знаменитым залом Эрмитажа. Самым известным для меня и многих других являлся Рыцарский зал — именно он был одним из самых интересных и притягательных мест Государственного Эрмитажа в Питере, или как при Райкине говорили — в Ленинграде. Столько разнообразного и интересного холодного оружия в одном месте редко где увидишь. В руки мне попался набор открыток "Эрмитаж. Рыцарский зал", выпущенный изокомбинатом "Художник РСФСР" в Ленинграде в 1985-м году. Комплект содержит 15 черно-белых фотографий. Все это обернуто в картонную обложку. На обложке текст за авторством Ю. Миллера. С него и начнем. … В тяжелых стальных доспехах, крепко сжимая мечи и опустив забрала шлемов, они точно на мгновение остановились, готовые вновь тронуть своих боевых коней навстречу опасностям и сражениям. Эта величественная картина кавалькады блестящих всадников открывается взору в Рьцарском зале Государственного Эрмитажа, вводя нас в удивительный мир романтики и поэзии.
Фотография обложки
Действительно, разве не о шумных, наполненных яркими красками, движением и драматизмом рыцарских турнирах, описанных Вальтером Скоттом, напоминает мощный доспех конца XV — начала XVI веков? Судьбу поединка в ту отдаленную пору обычно решал удачный удар копьем, выбивавший противника из седла. Поэтому так массивны латы, которыми прикрыты плечи и грудь всадника, а в шлеме, образно названном „жабьей головой“, оставлена лишь узкая прорезь для глаз. Рядом с таким доспехом выглядит всего лишь нарядной игрушкой парадный меч конца XVI века, сделанный в Италии. Его эфес слишком причудлив для боевого оружия, а украшения из перламутра, серебра и драгоценных камней кажутся хрупкими. Такой меч, скорее всего, носили в особо торжественных случаях — во время победного шествия или при возведении в рыцарское достоинство. Фотография обложки
Шли столетия… По мере развития военного дела постепенно видоизменялось и вооружение. И вот уже — меткий выстрел из кремневого пистолета или молниеносное движение тонкого, упругого клинка шпаги завершают одну из бесчисленных горячих схваток времен отважных мушкетеров — героев А. Дюма. Стремление к улучшению боевых качеств всегда сочеталось с заботой об украшении оружия. Грозная фигура конного рыцаря во главе кавалькады примечательна и совершенством брони, и её необычайно сложным резным узором. Широко применяя позолоту, воронение, чеканку, резьбу и другие приемы, оружейники Италии и Испании, Франции и Германии соперничали друг с другом в создании вещей, и сейчас поражающих мастерством исполнения и художественным вкусом. Таков, например, рыцарский доспех, вышедший из мастерской Ганса Рабайлера в Инсбруке (Австрия) между 1510 и 1515 годами. Можно лишь удивляться тому, с каким необычайным искусством мастер сумел передать в твердом металле фактуру мягкой ткани и покрой модного тогда одеяния, не забывая об основной функции доспеха. Итальянский же собрат Рабайлера примерно через полвека уже иначе решил свою задачу. Изготовленный им полу-доспех, каску и щит он покрыл сплошной позолотой, а по ней затем вырезал изображения воинских атрибутов. Приблизительно в то же время знаменитые мастера Аугсбурга в Германии выковали золоченый с рельефными сценами щит-„рондаш“, а испанские — своеобразный по форме шлем „салад“ из гладкой полированной стали с бронзовыми накладками. Превосходно исполнение всех этих вещей, но и на их фоне заметно выделяется кинжал итальянской работы конца XVI века. Он вполне приспособлен для боя — его клинок отличной ковки массивен и закален, рукоять удобна. Создавая оружие, одинаково пригодное для защиты и нападения, мастер вдохнул в него частицу высочайшего искусства. Исключительно тонкий орнамент золотой насечкой лег на клинок, оправу украсили вычеканенные из серебра античные герои, а редкий по рисунку кусок агата на рукояти завершил эту гармонию форм и пропорций. Большинство предметов оружия, составляющих богатство Рыцарского зала, не только законченные выдающиеся произведения искусства. Каждый из них имеет свою судьбу, свою историю, порой необыкновенно увлекательную и интересную, часто ясную и четкую, а иногда — загадочную и еще не прочитанную. Языком знаков и подписей, подчас с трудом различаемых, оружие рассказывает о своих владельцах — рыцарях и полководцах, королях и принцах, но главное о своих создателях, прославленных мастерах, чьи выдающиеся творения, пройдя столетия, остаются ярчайшим проявлением художественного гения. Еще одна маленькая картинка с обложки.
Теперь непосредственно перейдем к открыткам Общий вид рыцарского зала.
Группа конных рыцарей. XVI в.
Доспехи и холодное оружие. XV-XVI вв.
Доспех. XVI в. Германия
Доспех для состязаний на конях. XV-XVI вв. Германия
Щит "рондаш". XVI в. Германия
Полудоспех. XVI в. Италия
Наруч (прикрытие руки) от доспеха короля Филиппа II. XVI в. Италия
Церемониальный меч. XVI в. Венеция.
Шпага и дага (кинжал для левой руки) XVII в. Италия
Кинжал, нож и шило. XVII в. Италия
Пара карманных пистолетов с кремневыми замками. 1670-1680 гг. Италия
Конский намордник. XVI в.
Боевой шлем "салад". XVI в. Италия.
Рыцарский зал
Похожие записи |
@ 2010 Артем Садовский |
Комментируй