Вы не зарегистрированы. Войти или прочитать Правила участия | Подписаться |
Нашел очень интересный набор открыток. Он подходит под тему нашего сайта немного с другой стороны — со стороны сувениров. В России подобная сувенирка до сих пор невероятно популярна. Но правда в основном конечно ширпотреб. А здесь — реальные произведения искусства. Набор из 13 картинок в картонной обертке называется, как и этот обзор. Выпущен в 1981 году по заказу московского издательства "Плакат". Из интересного — напечатан он в типографии Северография чешского (тогда еще чехословацкого) города Усти-на-Лабе. Студийная съемка — А. Гидиримский. Автор текста и составитель набора В. Вишневская. Обложка красиво оформлена, на внутренней ее стороне небольшая статья о наборе. На лицевой стороне: О. П. Лушина. Чашка с орнаментом "рябинка". На задней стороне пример росписи: С. П. Веселов. Орнаментальная композиция "Птицы среди трав" Теперь приведу саму статью: В постановлении Центрального Комитета КПСС «О народных художественных промыслах» уделяется большое внимание развитию традиционных центров народного декоративного искусства. К числу таких центров относится и Хохлома — промысел русской народной росписи по дереву. Изделия Хохломы органично живут в современном быту и являются любимыми русскими сувенирами. Они пользуются большим успехом на отечественных и зарубежных выставках, где их заслуженно отмечают высокими наградами. В предлагаемом наборе открыток показаны уникальные произведения фабрики «Хохломский художник», цехи которой расположены на родине промысла — в селах Семино, Новопокровское и Кулигино. Фабрика объединяет мастеров, воспитанных в среде потомственных хохломских орнаменталистов, свыше 300 лет передающих от поколения к поколению традиции своей радостной, солнечной росписи. Искусство Хохломы формировалось как драгоценный сплав художественных традиций народных ремесел и орнаментальной живописи Древней Руси. Его истоки восходят к периоду XVII—XVIII веков, когда в леса Заволжья устремились переселенцы, укрывавшиеся от политических и религиозных гонений и принявшие участие в местном промысле деревянной токарной посуды. Среди них были и опытные живописцы. От древних ремесел Хохлома унаследовала классические формы деревянных токарных изделий и четкие ритмы орнамента. Живописное мастерство Древней Руси обогатило ее рисунками растительных мотивов и приемами свободного их исполнения кистью. Оно способствовало и формированию оригинальной техники «золотой» окраски изделий, выделившей Хохлому среди других промыслов. Основные принципы хохломской технологии «золочения» дерева сохраняются и в наши дни. Полуфабрикат деревянных изделий грунтуется, и на него наносится тонкий слой металлического алюминиевого порошка, по блестящей серебристой поверхности которого производится роспись. Когда краски просушены, изделия покрываются лаком и подвергаются закалке в печи, в процессе которой лаковая пленка темнеет, приобретая желтовато-коричневый оттенок, а просвечивающая под ее слоем серебристая поверхность изделия становится похожей на золотую. За последние годы благодаря применению синтетических лаков художники Хохломы получили возможность достигать любого оттенка золотистого блеска изделий путем подкрашивания лака цветным пигментом. Различные виды хохломского орнамента — верховое «травное» письмо, роспись «под фон», «кудрина» — восходят в своих истоках к искусству Древней Руси. Для «травного» орнамента характерно сочетание рисунка, выполненного красным и черным цветом, с золотой поверхностью фона. Его мотивы исполняются легкими удлиненными мазками, ритмическое расположение которых придает им сходство с листьями и стеблями травы. Разновидностью верхового «травного» письма является роспись «под листок» с зелеными, желтыми или коричневыми округлыми листьями и красными кружочками ягод. Росписи «под фон» свойственно сочетание золотистых силуэтов орнамента с закрашенной поверхностью фона. При ее исполнении сначала наносятся контурные очертания рисунка, а затем закрашивается окружающий их фон. Заканчивая роспись, мастер «разживляет» штрихами силуэтные формы листьев, цветов и плодов, обогащает их цветовой разделкой и выполняет вокруг стеблей по поверхности фона легкие травные «приписки». Рисунок «кудрина» является разновидностью росписи «под фон». Для него также характерны золотые силуэты, окруженные цветным фоном. Он отличается своеобразным узором, в котором рисунок листьев, цветов и плодов составлен из округлых кудреватых завитков. Хохломский мастер никогда точно не повторяет рисунок. Его творчество основано на постоянной импровизации новых вариантов орнамента. В работе коллектива «Хохломский художник» следование традициям сочетается со смелым новаторством. Каждому из мастеров свойственно индивидуальное восприятие орнамента и своеобразие почерка. В ассортименте фабрики — разнообразные изделия, получившие практическое применение в современном быту: наборы для праздничного стола, завтрака туриста, расписные ложки, коробочки для принадлежностей рукоделия и женские украшения, пудреницы, бокалы для кистей и карандашей, вазы, настенные декоративные тарелки и панно, расписная мебель. Главным художником фабрики является лауреат Государственной премии РСФСР имени И. Е. Репина, заслуженный художник РСФСР Ольга Павловна Лушина. В подборку открыток вошли интереснейшие из ее работ в области «травного» орнамента и росписи «под фон». Заслуженный художник РСФСР Александра Степановна Карпова, художники Ольга Николаевна Веселова и Александра Тимофеевна Бусова удостоены Государственной премии РСФСР имени И. Е. Репина. Рядом с ними работают талантливые мастера творческой группы и производственных цехов. В 1979 году фабрика «Хохломский художник» отметила шестидесятилетний юбилей со дня основания. В комплекте открыток представлены произведения, знакомящие с современным творчеством коллектива фабрики «Хохломский художник». При оформлении использованы чашка с орнаментом «рябинка» лауреата Государственной премии РСФСР имени И. Е. Репина, заслуженного художника РСФСР О. П. Лушиной и орнаментальная композиция «Птицы среди трав» мастера фабрики «Хохломский художник» С. П. Веселова. Итак, теперь сами открытки и сами изделия. Все они созданы на фабрике "Хохломской художник". 1. Набор для напитков с орнаментом "ромашки". Роспись "под фон". Автор — заслуженный художник РСФСР А. С. Карпова. 2. Столовый набор с орнаментом "красная травка по черному фону". Автор — лауреат Государственной премии РСФСР имени И. Е. Репина, заслуженный художник РСФСР О. П. Лушина. 3. Братина с ложкой с орнаментом "гроздья винограда". Роспись "под фон". Автор — В. А. Удалова. 4. Набор для пельменей с орнаментом хохломской "травки". Автор — лауреат Государственной премии РСФСР имени И. Е. Репина, заслуженный художник РСФСР О. П. Лушина. 5. Набор для варенья с орнаментом "ежевичка". Роспись "под фон". Автор — В. А. Удалова. 6. Набор тарелок с орнаментом "рыбки". Роспись "под фон". Автор — Е. В. Мосина. 7. Ваза с орнаментом хохломской "травки". Автор — А. К. Метелькова. 8. Столовый набор: блюдо и тарелки для пирога. Роспись "под фон". Авторский коллектив: заслуженный художник РСФСР А. С. Карпова, мастера А. А. Шмелева, Н. М. Пескова, В. А. Удалова, Н. А. Тимачева, В. Я. Курнакова, А. К. Метелькова. 9. Столовый набор с орнаментом "цветы". Роспись "под фон". Автор — А. Т. Куликова 10. Столовый набор с орнаментом "ягоды смородины". Роспись "под фон". Автор — лауреат Государственной премии РСФСР имени И. Е. Репина О. Н. Веселова. 11. Тарелки и братины с орнаментом хохломской "травки". Автор — лауреат Государственной премии РСФСР имени И. Е. Репина, заслуженный художник РСФСР О. П. Лушина. 12. Туалетный набор с орнаментом "яблочко". Роспись "под фон". Автор — Л. И. Маслова. 13. Деревянный ложки с росписью хохломских мастеров.
Похожие записи |
@ 2010 Артем Садовский |
Комментируй