Вы не зарегистрированы. Войти или прочитать Правила участия | Подписаться |
Давно у нас не было художников-путешественников. А не русских вообще не было, были только Верещагин, Поленов и Рерих. Был еще как-то набор открыток с живописью менее известного советского художника Леонида Корсакова о Михайловском. Хочу исправиться и написать больше о малоизвестных у нас и вообще не русских художниках. В заметке про Город Мертвых в Каире я привел картину английского художника 19-го века Дэвида Робертса. Сама картина, как и художник вызвали во мне интерес. Я начал искать его работы в сети и в принципе нашел достаточно много. Именно египетских. Итак Дэвид Робертс родился в Англии в конце 18-го века. Подростком его отдали в ученики маляру и декоратору. А потом он стал сценографом и художником, работал в самых лучших английских театрах того времени. И даже являлся основателем Общества британских художников. Прославился он как мастер рисовать архитектуру. Много путешествовал и рисовал в Европе. Потом судьба занесла его в Испанию, а оттуда в Марокко. Видимо тогда он и увлекся Северной Африкой и Востоком. Самая, наверное, продуктивная его поездка была в Египет и Палестину. Оттуда он привез огромное количество акварелей. Именно о египетской серии и пойдет речь в этой заметке.
Акварели очень интересные, хотя и все практически в одной цветовой гамме. Египет вообще одноцветный ныне — желтый. За редким исключением. Так как художник был сценографом, все его картины и напоминают декорации к каким-то постановкам. Сначала немного о людях. Людей на картинах совсем немного. Вот такие сцены, как "Переговоры" можно увидеть в стареньком фильме "Лоуренс Аравийский" — именно в Каире было очень много английских военных в то время. А вот картина с арабами первой половины 19-го века. А эта картина явно постановочная. Не думаю, что так могли выглядеть жители мусульманской страны, хотя копты, потомки древних египтян, живут там и поныне. Рисовал он и какие-то статуи, достойные Каирского музея. И конечно художник не мог не рисовать Каир. Это было бы странно. Это вид города где-то в районе рынка Эль-Халили. Примерно так же все выглядит и сейчас. Но со стороны Каир нынче выглядит совсем не так, как увидел художник. Разве что цвет тот же 🙂
Еще о мусульманской архитектуре я нашел только одну картину. Египет омывается двумя морями — Средиземным и Красным. Это так называемый Остров Фараонов с крепостью Крестоносцев в Акабском заливе. Но моря морями, а Египет — это прежде всего Нил — самая длинная река в мире, кормилица Египта. И Нил на картинах встречается очень часто. И конечно с фелукками — парусными лодками.
На последней фотографии с рекой вдалеке видна пирамиды в Дахшуре. Но их на других картинах я не видел. Зато хорошо представлены Великие пирамиды и Сфинкс. Еще одна достопримечательность Египта — храм Абу-Симбел. Колоссы Мемнона Храм Ком-Омбо, что в 50 км от Асуана. Храм на острове Филе в Египте Храм Гора в Эдфу, Луксор, Карнак. Все что встречал художник, он зарисовывал с разных ракурсов. О Луксоре особенно много картин. Да и там действительно можно много увидеть. Возможно, что не все нижеприведенные картины из Луксора, но у меня не хватает знаний, чтобы их идентифицировать. Что еще удивительно в картинах Робертса? Вроде 19-ый век. Но многие древнеегипетские развалины на его акварелях цветные. Раскрашенные колонны и барельефы. Вот интересно — это художник сам приукрашал действительность или реально все эти колонны тысячу лет простояли раскрашенными, а за последние 150 лет вдруг окончательно выцвели? Из Египта художник отправился через такой же желтый Синай на Ближний Восток. Видимо там у него кончилась желтая краска. 🙂 Поэтому Иорданскую Петру Дэвид Роберт изобразил уже серовато-розоватой, какой ей и положено быть. На этом и закончим обзорчик.
Похожие записи |
@ 2010 Артем Садовский |
Комментируй