Вы не зарегистрированы. Войти или прочитать Правила участия Подписаться Подписаться    
Кеттiк.kz Путешествуем вместе! - Сайт о путешествиях. Обзоры, фотографии, советы, мнения, впечатления..

Предыдущая  заметка Следующая  заметка  

Замок на горе Шлоссберг, выстроенный по приказу Генриха Саксонского, был любимой королевской резиденцией. Но все люди смертны, в том числе и короли, а приходящие вслед за ними монархи, не всегда разделяют пристрастия своих предшественников. Взошедший на престол в 936 году сын Генриха-Птицелова — Оттон, прозванный впоследствии "Великим", предпочел Магдебург, а пфальц на горе близ Кведлинбурга и обширные земли вокруг по завещанию отошли молодой вдовствующей королеве Матильде, которая была второй супругой короля. Матильда оказалась на редкость благочестивой дамой. Она похоронила мужа, как он и завещал, на территории замка, поселилась там сама и основала женский монастырь, которым и руководила почти до своей смерти. Правда, сана аббатисы она не приняла. Занималась благотворительностью, тратила свои деньги и деньги из государственной казны на создание новых монастырей и богоугодных заведений в Саксонии и Тюрингии, за что и была впоследствии канонизирована, день Св.Матильды приходится на 14 марта. Первой аббатисой монастыря стала внучка Генриха-Птицелова и дочь Оттона Великого (тоже, кстати, Матильда) в 966 году.

Немудрено, что монастырь быстро богател и приобретал огромное влияние как в духовной, так и в светской жизни. Аббатство обладало имперским статусом, и потому подчинялось только королю, а по духовным вопросам — папе римскому. Кроме того, община монастыря состояла, главным образом, из незамужних дочерей самых влиятельных семей империи. В отличии от простых монахинь, они имели собственность и возможность покинуть монастырь, хотя бы для того, чтобы вступить в брак. Замок продолжал играть роль временной королевской резиденции, сюда любили собираться германские короли на Пасху, с 922 по 1027 год праздник отмечали здесь 70 раз, за что и прозвали аббатство "Пасхальным пфальцем". А в 973 году во время пасхальных празднеств, состоялся самый представительный рейхстаг средневековья. На нем присутствовали, кроме германских князей, послы со всех концов Европы, а также Византии, Ватикана и Киевской Руси. Видимо, из-за этих праздничных застолий в гербе аббатства на первом месте два сервировочных ножа.

Город, выросший у подножия горы, полностью зависел от аббатисы. В 994 году Оттон III даже даровал тетке право чеканить монеты, взимать таможенные пошлины и устраивать рынки. Горожане, которые платили монастырю налоги и акцизы, были весьма недовольны такой зависимостью. В 1427 году Кведлинбургу все-таки удалось выйти ненадолго из-под власти монастыря и вступить в Ганзейский союз, в честь чего была воздвигнута статуя Роланда — символ городской свободы. Но теперь уже аббатство не удовлетворилось таким положением, и в 1477 году Гедвига Саксонская (тогдашняя аббатиса) организовала вооруженное нападение на город, в результате которого горожане вынуждены были подписать покаянную грамоту и вернуться под жесткий контроль монастыря, а символ свободы был разрушен. Восстановили статую Роланда лишь в 1869 году из отдельных фрагментов, найденных во дворе ратуши.

Огромным вкладом в историю и культуру имеют писавшиеся в монастыре анналы, особенно в части сведений о правлении Саксонской династии. Достоверность сведений не вызывает сомнений, т.к. их получали, так сказать, "из первых рук". В Кведлинбургских анналах содержится много уникальных сведений об отношениях империи со своими восточными соседями. Так в записи за 1009 год впервые в письменных источниках упоминается Литва.

Так безбедно и даже помпезно аббатство просуществовало почти 9 столетий. Во время реформации, в 1539 году оно стало протестантским. А в 1802 году, в связи с секуляризацией, было распущено. Последней аббатисой была София Альбертина — дочь шведского короля.

Итак, мы на небольшой площади, у дома поэта Гизеке, что у подножья Замковой горы. Наш добровольный гид по Саксонии-Ангальт — Алекс — рассказывает об истории замка.

Сам замок построен на останце, сложенном из песчаника. Крутые скалистые склоны служат естественной защитой от нападения врагов. Хотя, сейчас есть угроза обрушения части останца вместе со строениями, написано, что из-за размыва подземными водами. Возможно и так, но посмотрев на структуру породы, думаю, что причиной являются, скорее, процессы выветривания (большое количество атмосферных осадков, слоистость породы, да и морозы иногда бывают, и т.д.).

Вот так выглядят грунты в основании замка. Правда, Алекс сказал, что стенка поцарапана каретами из-за узкого проезда, но каверны в песчанике имеют вполне естественный вид, вымываются менее прочные или плохо сцементированные прослойки.

Но на этом закончим с геологическим строением и начнем о строениях архитектурных. Ворота замка.

Войдя в ворота замка, попадаем в длинный узкий "коридор". Не знаю как называется эта часть замка в немецкой фортификационной науке, а в русских крепостях она именуется "захабом". То есть, это такая военная хитрость, противник, попадая в узкий коридор становится беззащитным, на них сыплется град стрел, камни, горячая смола, а бежать некуда: сзади напирают соратники, а впереди еще одни ворота.

Но обратите внимание на толщину наружной стены, она скорее для устрашения, нежели для защиты. Видимо, не очень-то боялись обитательницы монастыря каких-либо вражеских нападений. Но каноны фортификации соблюли. Вот и вторые ворота.

На этом, в принципе, сходство с крепостью заканчивается. Сразу за вторыми воротами вполне мирная жизнь.

То сооружение, что было похоже с той стороны на надвратную башню, с другой стороны выглядит жилыми помещениями, может это и не совсем так, ведь теперь весь монастырский комплекс является музеем. А за этой средневековой дверью скрывается очень современный туалет.

Недалеко от входа на стене помещено барельефное изображение герба аббатства, правда, несколько краски облупились.

Самым значительным строением на "замковой" горе является церковь святого Сервация, построенная в романском стиле еще в Х веке. В церкви находилась крипта, где покоились останки Генриха  I  и его супруги Матильды, которые были утрачены в результате пожара, случившегося во время грозы в 1070 году. Само здание настолько пострадало, что пришлось разобрать даже каменные стены. Но церковь сразу же стали восстанавливать и в 1129 году император Лотарь открыл новую церковь. Но у меня в фотоархиве не оказалось целостной фотографии этого монументального сооружения, видимо, мозги совсем замерзли. Зато есть задний фасад и еще сторона собора с лесами, где идет реставрация.

Как я уже писала, Кведлинбург не пострадал во время последней войны, он не подвергался бомбардировкам и во время взятия города американцами дело ограничилось непродолжительным артобстрелом.  Но вот ущерб нанесенный церкви Св.Серватия во времена "третьего рейха" не восполним. Рейхсфюрер СС Генрих Гиммлер считал себя реинкарнацией короля Генриха I, а по сему Кведлинбург должен был стать центром культа СС. Для этого в 1936 году из храма были удалены христианские реликвии, сожжен алтарь и скамьи, а убранству церкви придали вид, соответствующий проведению новых культовых обрядов.

Такому же осквернению подверглась еще одна церковь — Випертикирхе, построенная в Х веке и расположенная в километре от горы Шлоссберг. Между этими храмами подразделения СС устраивали факельные шествия. В 50-х годах власти ГДР отреставрировали обе церкви. Випертикирхе вернули церковной общине, а храм св. Сервация стал частью музейного комплекса. Вот только уничтоженные произведения сакрального искусства уже не вернуть.

Чтобы иметь полное представление о храме, который не возможно охватить взглядом с близкого расстояния, помещу фотографию Ксении, правда сделана она раньше, весной, с горы Мюнценберг, куда мы в этот раз не успели попасть.

Есть и еще одно изображение — на магнитике, то есть на маленькой фарфоровой тарелочке, которую мы приобрели в сувенирной лавке.


Рядом с храмом расположены личные покои аббатисы, построенные в 16 веке ( этот желтый дом)

А между ними расположены жилые и хозяйственные монастырские постройки, образующие замкнутый двор.

Все эти здания представляют музейный комплекс, где собраны материалы по истории города и прилегающих территорий, начиная с каменного века, а также история освоения этих земель германскими племенами в раннем средневековье. Но есть и места для удовлетворения не только духовного голода. Вот такой уютненький домик — кафе.

Говорят есть еще и ночной клуб, устроенный в западной крипте, вырубленной в скале в Х веке для захоронения умерших насельниц аббатства, но использовалась эта крипта в качестве склада или погреба, а теперь это увеселительное заведение с налетом древности. Но мы, попав на площадку, с которой весь городок был, как на ладони, никуда больше не пошли.

Почему-то этот вид напоминает мне сказки Андерсена. Отсюда мы увидели многое, что "проскочили" не рассмотрев вблизи. Например, еще одна из 28 городских башен — "башня звездочетов".

 Или вот, церковь святого Николая с двумя самыми высокими готическими 72-метровыми башнями. Впервые в письменных источниках упоминается в 1222 году, но построена она гораздо раньше.

Практически все дома покрыты черепицей. Делалась черепица здесь же кведлинбургскими мастерами, причем, для прочного покрытия крыш выпускали два вида черепиц и укладывали их особым способом. В просторечье мастера называли эти разновидности "монашка" и "монах". Первым слоем укладывали "монашек", а на стыках сверху — "монахов", что порождало множество двусмысленных шуток. Естественно, все это продолжалось до тех пор, пока не достигло благочестивых ушей аббатисы, которая запретила такой способ укладки черепицы. Пришлось спешно изобретать мастерам новый вид черепичного покрытия.

Ну и "зачетное фото" на фоне Кведлинбурга.

День уже клонился к вечеру, пора было спешно возвращаться, хотелось еще что-нибудь увидеть, поэтому мы спускались в город другой дорогой, по крутым узким улочкам, сбегающим с "замковой" горы.

По случаю Рождества дома были украшены, да и сами дома и милые мелочи, украшающие двери и окна — все вызывало интерес. Вот, прямо-таки игрушка, а не дом.

Почтовый ящик — просто произведение ремесленного искусства, посмотрите поближе.

А этот еще интереснее

Но есть улицы, которые разветвляются. Мы отправились "вниз", а другая поползла вверх.

Там, тоже стоят жилые дома

И еще такой дорожный знак

Уже начало смеркаться, зажглись огни, а мы все не могли налюбоваться сказкой, Вот еще шикарный домик в стиле "ренессанс"

А этот — просто привлек внимание своей необычностью, что в нем расположено не знаю, думаю кафе, правда, название переводится, как "шахта".

Мимоходом сфотографировали вот этот памятник — масонам.

Ну и последний взгляд на монастырский замок.

Вот и закончилось наше путешествие в сказку.

 Комментируй


  •  Kettik.kz ( 0 )

    * (Обязательно.)
    * (Обязательно. Не отображается на сайте.)
    * (Вводить цифры. Вопрос спамозащиты.)


Предыдущая  заметка Следующая  заметка  

 Похожие записи