Вы не зарегистрированы. Войти или прочитать Правила участия | Подписаться |
В предыдущих статьях я уже писала и помещала фотографии некоторых памятников, но еще раз просмотрев свой архив, решила, что есть еще интересные уголки Магдебурга, о которых необходимо упомянуть. Скажу сразу, это не только памятники известным людям, но и другие произведения искусства, которые как-то задели мое внимание. Начну, пожалуй, все-таки с памятников. Этот памятник был первым, который мы увидели в Магдебурге. Если честно, я решила, что это какой-то античный герой или герой из легенды, но, как выяснилось, это вполне реальный человек только из очень давних времен — Эйке фон Репков.
Родился в семье бедных Ангальтских рыцарей в 1180 году, жил по преимуществу в Саксонии, даже был судьей (шеффеном) близ Магдебурга. Знаменит как автор "Саксонского зерцала" — старейшего правового сборника Германии, составленного в1221-1225 г.г. Судя по табличке, памятник установлен был в 1937 г., но кажется постамент древнее, или песчаник, из которого он сделан, не прочен. Все люди, увековеченные в бронзе и камне на улицах города, в какой-то период своей жизни были связаны с Магдебургом. Вот и следующий наш персонаж в 14-летнем возрасте поступил учиться в магдебургскую францисканскую школу и звали его Мартин Лютер(1483-1546г.г.). Cтудент, а затем и магистр Эрфуртского университета, он вдруг меняет свою карьеру и становится монахом Августинского монастыря в том же Эрфурте. Становится доктором богословия и основателем нового религиозного учения, названного в его честь лютеранством. Но, как известно, все события имеют две стороны: позитивную и негативную. Позитив был в отказе от католической помпезности и рутины, вместе с ними ушла в прошлое необходимость украшать храмы великолепными произведениями искусства, которые мог видеть "всяк в него входящий". Еще один магдебуржец, увековеченный в бронзе на улице Hamackstrasse, рядом с гимназией Гегеля, прославил свой родной город на чужих полях сражений. Он стал американским генералом, участвовавшим с Джорджем Вашингтоном в войне за независимость США. Это памятник генералу барону Фридриху Вильгельму Августину Людольфу Герхарду фон Штойбену (или Штюбену, короче Steuben), который родился в Магдебурге 17 сентября 1730 г., а умер в Ютике, ныне именуемой Нью-Йорком, 28 ноября 1794 г. Вот такая вот интересная судьба… О некоторых великих жителях Магдебурга, отмеченных памятниками, я писала раньше — это Оттон Великий и его тезка Отто фон Герике. Теперь перейдем к более близким нам временам и не такому традиционному монументализму. Не последнюю роль в украшении города сыграл скульптор Генрих Апель. Я уже упоминала о нем в связи с установкой копии памятника Оттону на площади перед Ратушей в 1966 г. Но в Магдебурге есть еще несколько его работ. Это скульптурная группа "Пять чувств" там же на ратушной площади. И еще фонтан, который понравился мне больше всего. В народе его называют "Дьявольским", но у меня он вызвал только позитивные эмоции. Очень веселенькие дьяволята, да и люди, освежившиеся в фонтане, просто сидят и отдыхают. Думаю, что и это благородное животное принадлежит руке Апеля. Искала в интернете причину, по которой поставили эту скульптуру на площади перед Ратушей, но в геральдике Магдебурга и Саксонии-Ангальт нет оленя. Хотя, согласно древнему германскому поверью олень своим запахом может отпугнуть змею, и поэтому является символом борьбы со злом, эмблемой мужества, благородства, силы духа. К тому же, этих благородных животных мы не раз видели из окна поезда в окрестностях Магдебурга. Видимо, это не просто символ, а среда обитания благородных оленей. Еще один символ города — "речные часы". Этот огромный глобус стоит на набережной Эльбы. На нем нанесены самые крупные или просто значимые реки мира, а часы показывают время в этом регионе. На памятник советскому офицеру мы наткнулись в первый же день, но толком не выяснили кому и за что он поставлен. Сфотографировали просто потому, что выглядел он весьма необычно. Как-то не очень образно, но как выяснилось, очень близко к сути вопроса. Кстати, оборотную сторону памятника я даже не посчитала нужным сфотографировать, там просто висела шинель, которая сыграла, впрочем не последнюю роль в этой истории. А суть вот в чем: 13 марта 1969 года капитан авиации Игорь Беликов шел по улице Вильгельма Пика (нынче Ernst-Reuter-Allee, у них тоже не в чести коммунистические лидеры), вдруг к его ногам упал детский ботинок. Подняв голову, он увидел, что на подоконнике 5 этажа сталинского дома, а это около 22 м высоты, висит ребенок. Раскинув шинель, капитан умудрился поймать четырехлетнюю Катрин Леманн. Девочка не пострадала, а Беликов травмировал руку. Теперь капитан Беликов является почетным гражданином Магдебурга, хотя в постсоциалистической Германии многие лишились этого статуса. А в 1981 году у дома № 24 (он на заднем плане) поставили памятник. А историю следующего памятника мне долго не удавалось выяснить, только недавно Ксюша прислала записку, что этот скромный советский солдат спас мальчика, который упал в Эльбу. Дальше речь пойдет не о памятниках с исторической подложкой, а произведениях монументального искусства, причем в большинстве в стиле модерн. Правда, этот ученый муж, по-хозяйски расположившийся на университетской лужайке, вполне классичен. Зато, напротив него, вот такая инсталляция из швеллеров с какими-то скрижалями, очень современно. А это произведение — еще один предмет семейного спора. Дочь с отцом утверждают, что это солнечные часы. А я опять сомневаюсь, для того, чтобы часы действовали, как минимум, необходимо солнце. Но в Магдебурге его, похоже не бывает. К тому же циферблат напрочь отсутствует. А вот это впечатлило — огромная железобетонная конструкция, похожая на язык пламени. И этот фонтан мне понравился, правда, что это рыбки, я поняла разглядывая свою фотографию. Весьма оригинальное, но совершенно непонятное произведение. Я его обозначила как "пьяные столбы". Следующее произведение заставило пофилосовствовать. Может автор имел ввиду что-то другое, но мне подумалось о том, что каждый человек настолько индивидуален, что его уход оставляет пустоту, которую никем и ничем нельзя заполнить. А тут еще все детали покрыты ржавчиной, вообще тоскливо. Зато этот набор металлолома тоже ржавый и совершенно лишенный смысла ( во всяком случае, я его не поняла), но смотрится веселенько. На этом закончу свой обзор художественного оформления улиц города Магдебурга. Я не знаток монументального искусства, написала просто впечатления и ассоциации, которые возникли при созерцании сих авторских произведений.
Похожие записи |
@ 2010 Артем Садовский |
Комментируй