Вы не зарегистрированы. Войти или прочитать Правила участия | Подписаться |
"На закате солнца высоко над городом на каменной террасе одного из самых красивых зданий в Москве, здания, построенного около полутораста лет назад, находились двое: Воланд и Азазелло. ……. Воланд заговорил: — Какой интересный город, не правда ли? Азазелло шевельнулся и ответил почтительно: — Мессир, мне больше нравится Рим! — Да, это дело вкуса, — ответил Воланд." Первый раз самый знаменитый роман Михаила Булгакова я прочитала еще в самиздатовском варианте. Кипу захватанных листов с текстом "Мастера и Маргариты", отпечатанным на машинке, мне дали ровно на одну ночь. С тех пор для меня Москва всегда ассоциировалась с романом. Но увидеть кусочек Булгаковской Москвы я смогла только в июле 2012. Дом-музей Булгакова находится в той самой "нехорошей квартире" № 50 дома 302-бис по Садовой, где проживал сам писатель. Именно в этой квартире происходят основные действия романа и его кульминация — бал у Сатаны. Нехорошей ее называл сам Булгаков в своих письмах, так как он страдал от неустроенности коммунального быта с многочисленными соседями. Тем не менее, обитатели коммуналки становятся прототипами персонажей многих произведений писателя, а сама квартира — главным героем романа "Мастер и Маргарита".
Если у станции метро "Маяковская" с Тверской свернуть на Большую Садовую, то совсем скоро взгляд выхватит вывеску со знакомым адресом. Даже если не идти сюда целенаправленно, мимо пройти невозможно, мемориальная доска и большие буквы над аркой влекут соприкоснуться с местом, где родился самый загадочный роман двадцатого века. Сразу за воротами словно окунаешься в пространство романа. " — Алло! Считаю долгом сообщить, что наш председатель жилтоварищества дома номер триста два-бис по Садовой, Никанор Иванович Босой, спекулирует валютой." Стены в подворотне расписаны сценами из романа. Дом пятиэтажный, а не шестиэтажный, как в романе. Трамвай на резиновом ходу возит поклонников Мастера по памятным местам, описанным в романе, но мы, к сожалению, не смогли поехать на экскурсию. Вот и вход в подъезд с нехорошей квартирой.
Музей, посвященный жизни и творчеству Михаила Афанасьевича Булгакова, был открыт в 2007 году. Но квартира № 50 и этот подъезд всегда были местом паломничества поклонников романа. Ими были разрисованы и исписаны все стены подъезда, но потом здесь сделали ремонт и уничтожили уникальные граффити, оставив лишь некоторые кусочки. Неужели это те самые ступени, по которым ступал Мастер? Сколько раз он поднимался по этим лестницам в свою так не любимую им, но прославленную в романе квартиру? " Но это еще не все: третьим в этой компании оказался неизвестно откуда взявшийся кот, громадный, как боров, черный, как сажа или грач, и с отчаянными кавалерийскими усами." Любимый персонаж настенных рисунков — кот Бегемот. " И тут знойный воздух сгустился перед ним, и соткался из этого воздуха прозрачный гражданин престранного вида. На маленькой головке жокейский картузик, клетчатый кургузый воздушный же пиджачок… Гражданин ростом в сажень, но в плечах узок, худ неимоверно, и физиономия, прошу заметить, глумливая." Коровьев, он же Фагот, тоже популярен. Но больше всего, конечно, изображений самого Мастера. "- Прощай, Наташа! — прокричала Маргарита и вздернула щетку, — невидима, невидима, — еще громче крикнула она и между ветвями клена, хлестнувшего ее по лицу, перелетев ворота, вылетела в переулок." " Дело было вот в чем: за некоторое время до выхода Маргариты и мастера с их провожатыми из квартиры № 48, помещавшейся под ювелиршиной, вышла на лестницу сухонькая женщина с бидоном и с сумкой в руках. Это была та самая Аннушка, что в среду разлила, на горе Берлиоза, подсолнечное масло у вертушки." " — Позвольте вас спросить, гражданин, — с грустью осведомился человечек в чесунче, — где квартира номер пятьдесят? — Выше! — отрывисто ответил Поплавский." " Итак, расставшись на площадке с экономистом, буфетчик добрался до пятого этажа и позвонил в квартиру № 50." Портрет Булгакова встречает всех посетителей. " — Потому, — ответил иностранец и прищуренными глазами поглядел в небо, где, предчувствуя вечернюю прохладу, бесшумно чертили черные птицы, — что Аннушка уже купила подсолнечное масло, и не только купила, но даже и разлила. Так что заседание не состоится." Позабавил данный экспонат: бутыль и надпись "Аннушке на масло". Вся бывшая коммунальная квартира заставлена предметами быта 20-30 годов прошлого столетия и замечательно воспроизводит культурную среду того времени, когда творил Булгаков. Некоторые вещи подлинные, вывезены из последней квартиры писателя в Нащокинском переулке. Эта комната воссоздана в Синем кабинете. В белом кабинете экспонируются рисунки со стен подъезда. В этой комнате писатель жил со своей женой с 1921 по 1924 год. Здесь были написаны ранние произведения, такие, как "Записки юного врача", "Морфий", "Роковые яйца" и "Белая гвардия". Вид из окна тот же, что мог наблюдать сам Булгаков девяносто лет назад. Гостиная под абажуром из "Дней Турбиных". " В трижды проклятой квартире № 50, несомненно, надо повторить, кто-то был. По временам эта квартира отвечала то трескучим, то гнусавым голосом на телефонные звонки, иногда в квартире открывали окно, более того, из нее слышались звуки патефона. ….. Да, квартира № 50 пошаливала, а поделать с этим ничего нельзя было." Коммунальная кухня — квинтэссенция духа нехорошей квартиры, ставшей для Булгакова неиссякаемым источником впечатлений и образов. " Степа попросил у гостя разрешение на минуту отлучиться и, как был в носках, побежал в переднюю к телефону." Тот самый телефон? " Кот, не расставаясь с примусом, ухитрился махнуть по воздуху и вскочить на люстру, висящую в центре комнаты. — Стремянку! — крикнули снизу. — Вызываю на дуэль! — проорал кот, пролетая над головами на качающейся люстре…." Та самая люстра? Своеобразный театр теней в коридоре. " Финдиректор отчаянно оглянулся, отступая к окну, ведущему в сад, и в этом окне, заливаемом луною, увидел прильнувшее к стеклу лицо голой девицы и ее голую руку, просунувшуюся в форточку и старающуюся открыть нижнюю задвижку." " Третий, без бородки, с круглым бритым лицом, в толстовке, выбежал сверху через короткое время и точно так же упорхнул в окно." " Аннушка перекрестилась и подумала: Да, уж действительно квартирка номер пятьдесят! Недаром люди говорят! Ай да квартирка!" В этом же здании, в соседнем подъезде, находится "Булгаковский дом", культурный центр, где проходят литературные чтения и театральные постановки. Здесь также много экспонатов, рассказывающих о жизни писателя. Палец скульптуры стал совсем белым от тысяч прикосновений посетителей. В маленьком буфете 302-бис можно выпить чаю и приобрести сувениры. Осталось только написать письмо и бросить его в этот ящик, надеясь, что оно дойдет до адресата.
Похожие записи |
@ 2010 Артем Садовский |
Комментируй