Вы не зарегистрированы. Войти или прочитать Правила участия | Подписаться |
ДАТА: 30.04.2012 — 01.05.2012 НАЗНАЧЕНИЕ: станция Уш-ТобеМАРШРУТ: Алматы — Сары-Озек — Уш-Тобе — Сары-Озек — АлматыРАССТОЯНИЕ: более 600 КМ.СРЕДСТВО ПЕРЕДВИЖЕНИЯ: Железная дорогаВРЕМЯ ПУТЕШЕСТВИЯ: 2 дня.
В этом рассказе расскажу вам как грузовые поезда по Турксибу ездят, это мне пришлось выяснить во время съёмок фильма как раз о поездке грузового поезда по данному участку. Очень давно мне было интересно покататься на тепловозе т.к. интерес к железной дороге у меня с самого детства, привитый с молоком матери. Семья железнодорожников благополучно привила мне интерес к поездам и всему происходящему на железной дороге. Позже было знакомство с фотоаппаратом и как объект фотосъемки была выбрана естественно железная дорога или даже справедливее будет назвать это лишний повод придти на железную дорогу и посмотреть на поезда, но что бы ни шататься у путей без толку. При обыденной беседе с другом по интересу к железной дороге, меня просят на бис снять ещё одно кино о железной дороге, которые весьма нравятся зрителям с подобным хобби. Первое кино снято из кабины электровоза ВЛ80С в поездке с пассажирским поездом «Алматы-Нукус» от Алматы до Отара, фильм носит название «Я люблю поезда», но об этом фильме напишу в другом рассказе. Если снимать очередной тематический фильм, то уж на тепловозе, заранее представляя себе извилистую однопутную линию Турксиба по живописным местам. Чтобы фильм эффектно был красивым, спланировал маршрут от Алматы до Уш-Тобе, который включает в себя степи, реки и горы, а время — конец апреля, когда вся зелень сочная и яркая. От Алматы на север ходят только тепловозы, новые Эволюшены серии ТЭ33А с грузовыми и старые ТЭ10У(М) с пассажирскими поездами. Для съемок однозначно было удобнее снимать с Эволюшена т.к. большое без перекладины лобовое стекло и сам интерес к технике уже нового поколения. Факт, что пассажирские ходят в основном ночью, однозначно ставило точку на грузовом в день, и как раз грузовые поезда возят только Эволюшены ТЭ33А. Было решено, что сюжетом будет поездка грузового поезда по Турксибу от Алматы до Уш-Тобе. С заранее составленным сценарием, аппаратурой и официальной договоренностью с железнодорожной компанией Казахстан Темир Жолы, очень ранним утром стою в депо Алматы ТЧ-28. Дежурный меня прикрепляет к локомотивной бригаде из Сары-Озека и мы от административного здания идём принимать тепловоз в депо. Одиноко стоящий в потемках с заведенным двигателем, тепловоз Эволюшен ТЭ33А с номером 0065 дожидался нас и мы на нём поехали к грузовому сформированному составу в чётный грузовой парк. Первым делом я настроил штатив и аппаратуру, далее начал делать первые кадры на видеокамеру снаружи, открывая фильм прицеплением тепловоза к поезду. На фотокамеру начал делать первые снимки нашего поезда с тепловозом. Далее прошла вся подготовка, и мы отправились через всю станцию в первую для меня поездку на тепловозе. Камера на штативе делала свою работу, изредка я менял ракурсы видео для сюжета. Впечатлений было больше чем в кабине Аирбаса А-321. Полностью управляемая техника компьютером с легкостью тянет за собой состав весом 1500 тонн, хотя это далеко не предел по тоннажу для этого тепловоза. Из окна назад смотреть страшно, какая глыба за нами тянется. Что касается комфорта, это не пассажирский вагон, каждый стык на путях сказывается по всему корпусу локомотива. Машинист и помощник совершенно спокойны и делают свою работу по регламенту, не отнять опыт машиниста, который нутром чувствует всё движение поезда. В современных Эволюшенах кабина это чистый и опрятный кабинет, тут можно и в белой рубашке работать в отличии от старых локомотивов советского производства. Так же более упрощённое управление, которое ограничивается несколькими рычагами и информативным экраном монитора. Аналоговых приборов нет. Тут же я узнал, что есть розетка на 75 вольт которая питала видеокамеру на протяжении всей поездки, есть холодильник, электроплита, туалет и кондиционер. Но шиковать некогда, всё внимание на дорогу, нет там такого понятия, что тронулся и едешь, постоянно какие-то проверки, то визуальный осмотр поезда на кривых с форточки, то переговоры с диспетчером и чтение показаний приборов. Уснуть не даст кнопка «Бдительности», которая своим визгом забивала микрофон видеокамеры. «Выходной сигнал открыт, скорость по перегону 40. Понял, выходной открыт, скорость 40» и мы покидаем станцию Алматы-I. Не смыкая глаз, стараюсь фотографировать всё самое интересное по пути. Узнаю места у путей, где я стоял и мечтал прокатиться здесь на тепловозе. Вон холмик от куда я фотографировал, а вот переезд который я помню ещё с детства, а этот мост вижу впервые – словно кассета записываю всю информацию в дороге. Я счастлив, что живу в Казахстане с такими людьми, которые мне помогли сюда попасть и с которыми я еду. Подружились мы быстро и согласно казахскому гостеприимству, машинист дал мне свою кружку и налил чаю. «Если ты едешь с нами, значит ты тоже в бригаде» сказал машинист Алим, причём это мне говорили не первые ребята движенцы. Немного освоившись у меня не произвольно вырвалось из уст: «А сейчас станция Байсерке, впереди два желтых на боковой», на что удивлённо на меня посмотрела бригада, мол от куда мне знать это, вроде как простой кинооператор. Естественно я рассказал им про фанатов железной дороги, на что они были удивленны существованию таковых. Бригады со встречных поездов подавали сигнал приветствия и встречали нас вне тепловоза на станциях под скрещением. Через минут пять звонили машинисту на сотку и спрашивали, что там у вас в кабине камера и фотограф делают? Всё нормально отвечал машинист, скоро фильм про Турксиб посмотрим. Факт, но уже после выхода фильма и передачи его для распространения в депо, приветливая реакция бригад стала на порядок активнее, дудят, машут, улыбаются, а нам приятно, мы провожаем взглядом и с фотоаппаратом у путей проходящие поезда. Проезжаем станцию Жетыген, звоню дежурному моста, который впереди на перегоне, выяснилось, что не его смена, а жаль, хотел ему помахать рукой. С дежурным по мосту я познакомился ещё год назад, даже после этого передавал ему его фотографии. Этот дежурный и его коллега приняли участие в сюжете для этого фильма, за что им большое спасибо! Их задача была просто показать как они держат флажок, пропуская поезд через мост. Перед Капшагаем проехали через красивый песчаный перегон от станции Илийская. Это место отлично просматривается с автодороги, что тянется параллельно и на моей памяти несколько погоней на машине за поездами с фотоаппаратом. Сама станция Капшагай не очень была интересна, ведь за ней знаменитый Алматинцам — Капчагайский мост, может и сооружение не уникальное, зато огромное. Перепроверил все настройки по три раза и мы заезжаем на мост, камера пишет видео, я делаю с фотоаппаратом серию снимков, знатное место и впечатляющее своим грохотом стальных конструкций. Всё, больших мостов теперь не будет. Начинаем первый и серьёзный подъем. Станции Боктер, Кулан-Тобе, Коскудук, восьмая (максимальная) позиция мощности на тепловозе. Как говорят машинисты, если поднялся на Кулан-Тобе, значит перевал прошёл. И действительно, уклон в гору заметен визуально. Вдобавок появляются постоянно кривые, образовывая петли, словно серпантины для подъема в гору. Направление у нас четное и на этой однопутной дистанции пути диспетчера прогоняют поезда с преимуществом в гору. Высоченные насыпи и желтые пески стали ценными для фото и видео сюжетов в поездке. Впереди не виданная мною станция Коскудук при въезде на которую нас встречают приржавевшие к рельсам ретро-вагоны. Со слов машиниста, он принимали участие в художественном фильме «Подарок Сталину», но в фильме я их не помню, возможно смотрел не внимательно. От Алматы в направление севера по железной дороге я ехал впервые, раньше даже пассажиром не катался, хотя дорога идёт в Новосибирск. Сам Турксиб тянется от Луговой до Семипалатинска через Алмату и ответвлением от Луговой до Иссык-Куля. С Сибири гонят лес, в Сибирь якобы хлопок. Хлопка в наше время не замечал, но что то возят. С открытием торговых путей с Китаем на этом месте большая часть грузовых поездов едет от Достыка, также примыкает к станции Жетыген трехсот километровая линия от Коргаса. Пассажирское движение по Турксибу от Алматы на север очень слабое. Для грузовых буквально через одну, две станции остановка под скрещение, машинисты радуются, как говорит наш машинист, много скрещений – много перевозок, значит, сокращений с работы не будет. Интересные места Жоламан, Сайлы, Малай-Сары, поезд вырисовывает не реальные петли, огибая одно и тоже здание элеватора в Жоламане несколько раз, а на петле у станции Дос, там, где концы петли рядом проходят, видно как хвостовые вагоны ползут практически на встречу локомотиву. Это не ошибка и не для красоты, практически оптимальное и единственное решение прокладывать пути такими кривыми по сложной горной местности было у строителей Турксиба. Места эти осваивались одновременно со строительством железной дороги, 1920-1930 года. Местные кочевники впервые увидели Шайтан Арбу (Чёртова машина). Станция Сары-Озек, здесь сменится локомотивная бригада, а я поеду дальше. Село Сарыозек со станцией Сары-Озек относительно крупное в этом районе, на станции проводятся небольшие маневровые работы, есть пункт замены колёс. На нашей дистанции путешествия, Сары-Озек по профилю пути — как вершина горы с которой мы уже покатимся вниз по приличному уклону. Участок от Сары-Озека до Коксу был мне интересен в первую очередь, уж больно много высоченных гор, рек и исторических мест Турксиба. Так оно и оказалось, буквально с открытым ртом я проехал этот участок и заполнил последнюю карту памяти фотографиями. Станцию Тауарасы до этого видел только на картинках, и в правду живописное место. По ущелью с речкой Биже доезжаем до пересечения с автомагистралью и попадаем на станцию Айнабулак. В фильме с историческими очерками я уделю особое внимание этой станции, ведь на ней была смычка Турксиба и съёмки фильма «Золотой телёнок». Проходим станцию Айнабулак без остановок и останавливаемся под скрещение на станции Копр, после которой открывается шикарный вид: вырубленная на скальном склоне выемка для железной дороги, слева обрыв к немаленькой по размерам реке Биже. Постепенно линия Турксиба уходит левее, плавно переходя в равнину со станциями Моюн-Кум, Биже и Коксу. От станции Коксу ответвляется линия в сторону Талдыкоргана и Текели, от ответвлении стояли старые тепловозы Коксуйской приписки 2ТЭ10М. Я присел на запасное трете место в кабине и почувствовал усталость, пройденные 250км. дали о себе знать. Машинист, ведущий наш поезд от станции Сары-Озек рассказал мне интересную историю, о том, что на участке Биже, Коксу, Кальпе, во время строительства Турксиба, рабочие сталкивались с загадочными обстоятельствами. Планируемая линия железной дороги укладывалась по святым местам местных жителей, о которых они предупреждали и были против прокладки рельс в определённых местах. После ночлега рабочие на утро пришли к свежеуложенному пути и были шокированы, трактор не заводится, лопата ломается и т.д. Начальниками строительства было решено, перенести линию строительства в сторону на несколько десятков метров и всё пошло как надо. А на месте тех святых мест, которых насчитывается небывалое множество, у существующей линии Турксиба были воздвигнуты маленькие строения, напоминающие мечети. Станция Кальпе, далее мост через реку Коксу и станция Уш-Тобе. На этой станции конечная нашего грузового поезда и бригады, далее вагоны грузового состава расформируют в другие поезда, локомотив могут отправить вплоть до Семипалатинска, а бригада будет следовать указаний инструкторов, жизнь продолжается! Меня встретят очень тепло, устроят в дом отдыха локомотивных бригад, а к вечеру я уеду в кабине тепловоза 2ТЭ10У с пассажирским поездом Новосибирск – Ташкент обратно в Алматы. Что касается самого фильма, над которым я работал, то будут ещё несколько самостоятельных выездом для съёмок на станции и перегоны Турксиба на автомобиле, затем монтаж и премьера. Фильм я посвящу своим родным проработавших всю жизнь на этой железной дороге. Вот так ездят грузовые поезда по Турксибу, от гор до степей, через реки и пустыни, поднимаясь и спускаясь с перевалов, мимо святых и исторических мест. Кому как, а я не равнодушен ко всему происходящему на железной дороге, посвящая своё свободное время редкому хобби — треин-споттинг (фотографирование железной дороги). В этом путешествии был снят целый фильм, смонтирован и озвучен, который можно посмотреть на youtube или скачать с помощью торрента. Турксиб, от Алматы до Уш-Тобе (фильм) Турксиб, от Алматы до Уш-Тобе (ролик о фильме) Турксиб, от Алматы до Уш-Тобе (скачать фильм в DVD формате) Эти и другие фотографии поездов в более хорошем качестве можно посмотреть на моем сайте zaleskiy.com
Похожие записи |
@ 2010 Артем Садовский |
Комментируй