Вы не зарегистрированы. Войти или прочитать Правила участия | Подписаться |
Почти у каждой столицы есть свой символ. Для Москвы это Храм Покрова Божией Матери или так называемый собор Василия Блаженного. Широко известный памятник средневекового зодчества своими ярко раскрашенными куполами оживляет строгий облик Красной площади. Силуэт собора узнаваем во всем мире благодаря необычной архитектурной композиции и неповторимому покрытию луковичных глав девяти церквей, стоящих на едином основании. Храм был воздвигнут в 1555-1561 годах по приказу Ивана Грозного в честь взятия Казанского ханства. По легенде, царь ослепил строителей собора, чтобы они больше нигде не смогли построить такое чудо. Каменное здание объединило девять престолов в единую композицию, но каждая церковь освящена во имя различных святых. Центральной является церковь Пресвятой Богородицы, но более известное название всему храму дала маленькая церковь, построенная на могиле почитаемого в Москве юродивого.
Посещение самого известного в мире православного храма входило в нашу обязательную программу прогулок по Москве. Начав с Кремля и Оружейной палаты, пройдясь по Красной площади и ГУМу, мы никак не могли пройти мимо и не зайти в собор. Самый лучший вид на него — со стороны Красной площади. Памятник Минину и Пожарскому первоначально стоял в середине площади напротив Верхних торговых рядов (ныне ГУМ), позднее его перенесли поближе к собору. Рядом с собором Василия Блаженного, напротив Спасских ворот, находится еще один памятник древнерусской архитектуры — Лобное место. Построенный в первой половине 16 века, круглый каменный помост вошел в историю российского государства, как место провозглашения указов и проведения церковных служб. Лобное место неотделимо от исторического облика Москвы так же, как и собор, и Кремль и сама Красная площадь.
Символика Покровского храма, по мнению некоторых историков, превосходит к воплощению московской национальной идеи создания Третьего Рима, представляя собой архитектурный образ библейского Нового Иерусалима. Восемь глав, расположенных вокруг главного девятого шатра, в плане образуют два пересекающихся квадрата и составляют восьмиконечную звезду — Вифлеемскую — символ всей христианской Церкви. Квадрат выражает твердость и постоянство веры и является космическим символом Вселенной: его четыре равные стороны означают четыре стороны света, четыре конца креста, четыре канонических Евангелия и четырех апостолов. Внешняя отделка собора прекрасно гармонирует с кремлевскими башнями. Вблизи купола смотрятся совсем уж сказочными. Храм неоднократно достраивался и перестраивался, так как часто страдал от пожаров, обычных в средневековой Москве. В нем постоянно ведутся реставрационные работы. В Покровском соборе сохранилась иконопись и монументальная живопись, отражающая разные этапы его существования за более чем четырехвековую историю. Здесь можно увидеть фрески 16 века, темперные росписи 17 века, монументальную масляную живопись 19-20 столетий, а также редкие памятники русской иконописи. Основная идея живописного убранства памятника сложилась в 17 веке. Образ виноградной лозы, которая причудливыми узорами процвела на стенах и сводах галерей, подчеркивает богатство и величие архитектуры Покровского собора, как Небесного града Иерусалима. Разобраться в многочисленных маленьких помещениях и запомнить, где такая-то икона или какому святому посвящен иконостас, совершенно невозможно, поэтому просто ставлю фотографии в произвольном порядке. Верхнюю окружную галерею я вообще обошла раза три, пока не поняла, что хожу по кругу. Своды церквей завораживают красотой отделки. На этом своде изображена спираль — символ бесконечности Вселенной. Все девять церквей стоят на подклете, вход в который был скрыт в течение нескольких столетий. В подвалах и галереях хранятся экспонаты, рассказывающие историю строительства храма. Из окон верхней галереи можно сделать пару неплохих кадров. Вид на Васильевский спуск и набережную Москвы-реки. По собору можно бродить сколько угодно, любуясь плодами рук древних мастеров. Экскурсия заканчивается на крыльце собора. В 2011 году Покровский храм праздновал свое 450-летие. В Санкт-Петербурге находится его двойник — Храм Воскресения Христова, более известный, как Спас на крови. В настоящее время собор Василия Блаженного — филиал Государственного Исторического музея. Входит в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. С 1991 года после длительного перерыва в нем проводятся богослужения, так как храм находится в совместном пользовании музея и Русской Православной церкви. Прекрасный собор весь — словно икона, запечатленная в камне.
Похожие записи |
@ 2010 Артем Садовский |
Комментируй