Вы не зарегистрированы. Войти или прочитать Правила участия | Подписаться |
Прошлая заметка была о том, как добраться из Алматы в это занимательное место. Теперь же поговорим о самом урочище Тамгалы и его наскальных изображениях. Первое что мы увидели — это одиноко стоящая юрта. Из юрты нам навстречу выбежал мальчик и предложил купить билеты в этот своеобразный музей под открытым небом. Цена билета – 500 тенге, но ведь не зря же мы проделали столь долгий путь! Купив билеты и выслушав все инструкции и предупреждения о возможном присутствии на территории музея-заповедника ядовитых змей и скорпионов, мы погрузились в необыкновенную атмосферу этой древней галереи наскальных рисунков. В принципе все правила поведения тут можно прочитать на большом информационном щите.
Святилище древних Урочище Тамгалы расположено в горах Анрахай. План музея-заповедника также нарисован на специальном щите. Когда тут проводятся массовые экскурсии — место выглядит примерно так. В остальное же время эти холмы абсолютно безлюдны и выглядят вот так. И еще небольшая панорама. Если забраться повыше, то вид будет вот такой. Голые камни, выгоревшая трава. Лучшее время для посещения — весна. Или на худой конец — осень. Летом тут неимоверно жарко и тени практически нет. Камни покрыты пустынным загаром или лишайником. Кое-где пробивается чахлая растительность. Из красивых нам удалось найти только эти необычные цветочки. Ядовитых змей и пауков мы тоже не видели. Зато удалось увидеть сусликов. Их любопытство пересиливает осторожность и если подождать у норки, то они обязательно выглянут. Из геологических интересностей — эта кристаллическая щетка.
Сегодня археологический комплекс Тамгалы внесен в Список всемирного наследия ЮНЕСКО и находится под его защитой. Благодаря этой поддержке территория археологического комплекса содержится в чистоте, создан план музея-заповедника, на скалах нанесены предупреждающие знаки и указатели. Созданы все условия для любознательных путешественников, желающих прикоснуться к прошлому. А теперь о самом интересном — о наскальных изображениях или петроглифах. Само слово Тамгалы скорее всего происходит от тюркского слова тамга — знак. Сейчас так называют тавро, которым помечают домашний скот. Скалы тут — идеальное поле для творчества. Ровные и почти вертикальные. Здесь то в 50-х годах прошлого столетия было обнаружено уникальное святилище с наскальными изображениями, могильниками, жертвенниками и поселениями древних людей. Петроглифы датируются огромным периодом – от эпохи средней бронзы XIV века до нашей эры до тюркского периода VI-VIII веков. Это один из самых известных и хорошо изученных памятников искусства древних народов, представленных на территории Казахстана. В комплексе святилища представлены сразу шесть хронологических периодов: средняя бронза, поздняя бронза, ранние номады, периоды саков, усуней и тюрков. Но наиболее интересными являются изображения, принадлежащие к эпохе бронзы XIV-XII вв. до н. э. Рисунки исчисляются сотнями, если не тысячами. Именно к этой серии наскальных рисунков андроновских племен бронзового века относится небезызвестное изображение солнцеголового божества. Более 20 столетий урочище Тамгалы было сакральной территорией, святилищем, где древние народы проводили магические и ритуальные церемонии, поклонялись духам и богам. Что же изобразили наши предки на гладких скалах, покрытых многовековым "пустынным загаром"? Вот и знаменитые изображения антропоморфного солнцеголового божества. Существа с загадочными нимбами, состоящими из кругов, множества лучей и точек, занимают особое место в галерее наскальных рисунков. Бог солнца в окружении танцующих людей. Или вот — абсолютно один, стоя на каком-то животном. Кстати, подобные изображения "солнцеголовых" встречаются во многих комплексах петроглифов на территории Казахстана, и в последнее время пользуются популярностью у современных дизайнеров. Например, марка с логотипом казахстанского песенного конкурса Азия Дауысы. Рассматривая петроглифы, мы заметили изображения не только диких животных – архаров, сайгаков, маралов, но и одомашненной живности: собак, лошадей, верблюдов и быков. Красавец-олень. Отдельной темой стоят коровы. Или какие-то туры, судя по слишком длинным рогам. Здесь правда изображены не только коровы, но и козы, бараны и люди. А на одной из "картин" изображена корова с находящимся внутри нее теленком, у которого, вопреки законам физиологии, уже видны огромные рога. Но древним художникам простительно такое заблуждение. Здесь же мы видим изображения колесниц, воинов, брачных пар и даже целые сценки из жизни наших предков: ритуальные танцы у костра, жертвоприношения и сцены охоты. А так же совсем уж непонятных существ, но зато с ярко выраженной половой принадлежностью. Эротика это или насекомое — разобрать невозможно. А уж это — точно какой-то жук. Хотелось бы отметить и проявление "совместного творчества": бык, высеченный в скале в эпоху бронзы, в тюркское время был успешно переделан в коня с восседающим на нем наездником. Но наездников тюркского периода, которые были изображены как всадники изначально — тоже хватает. Еще одно достопримечательное место находится прямо за невысоким перевалом в долине. Там археологи раскопали и законсервировали несколько могильников. Ямки неглубокие и очень небольшие, так как усопших в них клали свернутых в позе эмбриона. И все захоронения выложены плитняком. Интересно и то, что на некоторых плитах в этих могилах тоже нанесены изображения. То ли специально выдалбливали, то ли просто плитняк собирали в святилище уже с рисунками — не понятно. В Алматы мы возвращались уже вечером, сумерки – самое опасное время суток для автолюбителей, застали нас на трассе. Сказывалась усталость от долгой дороги, но в душе преобладало необыкновенное чувство, ведь нам удалось прикоснуться к одному из самых древних и живописных памятников истории Семиречья, своими глазами увидеть изображения, оставленные древними народами более трех тысячелетий назад. Потемневшие от времени, расколовшиеся от жаркого солнца и степных ветров камни смогли донести до нас частичку нелегкой жизни наших предков, лишенной "прелестей" губительной цивилизации.
Похожие записи |
@ 2010 Артем Садовский |
Комментируй